Posted 22 февраля 2022, 13:07
Published 22 февраля 2022, 13:07
Modified 30 марта, 08:21
Updated 30 марта, 08:21
В 2018 году Анопинский стекольный завод оказался на грани банкротства: руководство предприятия накопило долги перед банками, ресурсоснабжающими компаниями и собственными работниками. Один только долг по зарплате, как пишет издание «Профиль», составил 40 млн рублей. Однако попытка спасти предприятие по просьбе администрации района Гусь-Хрустальный обернулась для успешного бизнесмена Александра Смирнова уголовным делом.
С чего все началось
В середине 2018 года стекольный завод в поселке Анопино Владимирской области, принадлежащий ООО «РАСКО», был близок к аварийной остановке. Почти полгода работникам не платили зарплату, многие стали отказываться выходить на смену, сообщает «Профиль». Также руководство компании накопило долги перед налоговой, коммунальными службами, банками. В совокупности сумма задолженности выходила гигантская — почти 1,5 миллиарда рублей.
Когда на предприятии ввели внешнее управление, выяснилось, что его прибыль не без участия собственников уходила на счета фирм-однодневок, отмечает издание. Заводу стала грозить принудительная остановка оборудования. В стекольной промышленности это означает полный крах: после остановки печей, в которых плавится стекло, их уже не включить — только полный демонтаж. Установка новых печей — это миллиардные убытки, непосильные для компании, которая уже в долгах, и не слишком привлекательная перспектива для потенциальных инвесторов. Таким образом в случае допуска аварийной остановки производства на предприятии оно в дальнейшем теряло бы всякую возможность продолжить работу. Такое решение стало бы катастрофой не только для завода, но и для всего Анопино.
В поселке около двух тысяч жителей, и больше четверти из них трудятся на стекольном заводе. Остановка градообразующего предприятия могла оставить сотни людей без работы. Кроме того, к заводу относятся теплосети, которые обеспечивают жителей Анопино теплом. Учитывая, какую роль играет завод в жизни поселка, администрация муниципального образования Гусь-Хрустальный Владимирской области 30 октября 2018 года обратилась к местному предприятию схожего профиля — ООО «Экспо Гласс» — с просьбой взять в аренду его производственные мощности «с целью недопущения остановки предприятия и высвобождения значительного количества его работников, а также срыва теплоснабжения объектов социальной сферы поселка Анопино по причине нахождения указанного предприятия в предбанкротном состоянии». Учредители и руководство ООО «РАСКО» предложение администрации поддержали. Начались переговоры.
Как на завод пришел новый арендатор
Гендиректор завода «Экспо Гласс» Александр Смирнов, к которому обратились местные власти, построил успешный бизнес. Его компания является одним из крупнейших налогоплательщиков района. Только за 2020 год она принесла бюджету больше 450 млн рублей налогов и страховых взносов. У предприятия 850 работников, две собственные производственные площадки, на которых выпускают стеклотару для лимонадов, алкоголя и сыпучей продукции.
По просьбе администрации гендиректор «Экспо Гласс» согласился помочь тонущему заводу. Финальное решение о судьбе стекольного предприятия в Анопино оставалось за банком «ББР Банк», который выдал ООО «РАСКО» кредит под залог имущества. «По условиям кредитного договора в случае неисполнения компанией своих обязательств банк берет управление ООО „РАСКО“ на себя. Когда это произошло, управление перешло к банку, который назначил своего директора — Андрея Евстигнеева», — рассказал «Росбалту» адвокат «Экспо Гласс» Виктор Раслин. В результате переговоров с банком и руководством «РАСКО» компания Смирнова заключила договор о долгосрочной аренде завода. И все свои обязательства, которые были прописаны в документе, «Экспо Гласс» выполнила.
С приходом нового арендатора завод закрыл долги перед газовиками и энергетиками — 78 млн рублей, выплатил работникам зарплату за несколько месяцев — 40 млн рублей, погасил задолженность перед банком «ББР» — больше 355 млн рублей. Бизнесмен не только выплатил долги предприятия и выкупил оборудование. По условиям договора, он должен был ежемесячно платить собственнику почти обанкротившегося завода за аренду производственных мощностей — 680 тысяч рублей, при том, что сумма накопленных долгов оказалась куда больше стоимости всего имущества и оборудования завода.
На расчеты с кредиторами и модернизацию производства анопинского завода «Экспо Гласс» потратила больше 850 млн рублей. Но завод устоял, а люди сохранили работу. Зарплату на Анопинском стекольном заводе стали платить регулярно, специалистов отправляли на курсы повышения квалификации. Сам поселок тоже преобразился. В инфраструктуру Анопино новый арендатор завода вложил больше 33 млн рублей. На эти деньги построили детскую площадку и новую котельную, отремонтировали теплосети.
За год арендатору удалось привести дела завода в порядок. Но как только угроза банкротства и остановки предприятия миновала, собственники решили, что арендной платы им уже недостаточно.
Чем обернулось спасение завода
В декабре 2019 года один из владельцев «РАСКО» — бывший депутат владимирского Законодательного собрания Виталий Миронов и его совладелец Дмитрий Дубинов самовольно провели общее собрание акционеров, и приняли решение расторгнуть договор аренды с «Экспо Гласс». Как сообщает «Профиль», перед сотрудниками завода Миронов решил предстать уже в качестве нового директора, заявив, что отныне будет спасать завод сам и привлечет к этому делу другого инвестора. На роль инвестора был выбран глава компании «РАТМ холдинг» Эдуард Таран. Однако, как рассказал «Росбалту» адвокат «Экспо Гласс» Виктор Раслин, суд признал договор аренды завода действительным, и в итоге Смирнов так и остается там арендатором. Но с тех пор ситуация на заводе дестабилизировалась.
По словам адвоката Раслина, за последние два года было совершено четыре попытки захвата предприятия. Первая произошла тогда же, в конце 2019 года, когда на территорию предприятия проникли неизвестные. По словам Раслина, атаку удалось отбить силами полиции и сотрудников завода. По факту попытки силового захвата предприятия подали несколько заявлений в полицию. Однако после проверки УЭБиПК УМВД России по Владимирской области отказалось возбуждать уголовное дело. Безнаказанность спровоцировала новые попытки захвата, и в апреле–мае 2021 года ситуация повторилась.
Параллельно начались нападки на самого главу «Экспо Гласс» Александра Смирнова. Назначенный банком гендиректор Евстигнеев внезапно подал заявление о возбуждении против арендатора уголовного дела по статье 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Как рассказал «Росбалту» адвокат «Экспо Гласс» Виктор Раслин, суть претензии к Смирнову, вложившему сотни миллионов рублей в восстановление анопинского предприятия, в том, что он якобы мало платит за аренду. «Во-первых, надо понимать, что, если бы Смирнов тогда не взял на себя завод, платить было бы просто не за что: остановленный завод стоил бы ноль рублей. Во-вторых, Евстигнеев как назначенный банком-кредитором директор тоже был стороной договора об аренде и имел возможность проверить все условия, в нем изложенные», — отметил Раслин.
Вместо пересмотра условий договора рядовая для бизнеса ситуация обернулась уголовным делом, и против Смирнова, фактически спасшего завод, выдвинули обвинения в том, что он своими действиями причинил ему ущерб.
«В 2018 году Смирнову обещали: забирай завод и руководи. Естественно, заключив договор аренды, он стал вкладывать деньги в его модернизацию и устранение социальной напряженности, чтобы завод работал. Если говорить не юридическим, а человеческим языком, то сейчас абсолютно все понимают, кто спаситель завода. Когда завод был в минусе, с кучей долгов, желающих не было. Тогда многим предлагали: заберите завод, сделайте так, чтобы он работал. Но никто, кроме Смирнова, не согласился. Когда же завод привели в порядок, к нему проснулся интерес со стороны бывших владельцев и инвесторов», — отметил Раслин.
По словам адвоката, сейчас гендиректор «Экспо Гласс» находится под подпиской о невыезде и ждет суда. По предъявленному ему обвинению ему грозит до пяти лет тюрьмы. По словам Раслина, он направил обращение первому заместителю зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Николаю Арефьеву. «Нам сообщили, что по результатам нашего обращения Арефьев направил письмо в Генпрокуратуру с просьбой разобраться в этой ситуации», — отметил Раслин.
При этом Смирнов продолжает управлять заводом, а рабочие держат кулачки за то, чтобы так было и впредь. «Могу привести вам один пример, из которого все станет ясно. На завод было совершено четыре попытки захвата. С третьей попытки бравые ребята реально захватили завод, физически зашли туда и удерживали его. Тогда рабочие завода — мужчины, женщины, старики — взялись и все вместе выгнали этих людей с территории, для того чтобы завод удержать у Смирнова. Люди не забыли, что именно он погасил задолженность по зарплате перед рабочими, здорово поднял социалку в поселке. Анопино фактически живет лишь за счет завода. Если сейчас на предприятие придет какой-то интересант, рабочие опасаются, что он просто выкачает все активы, и завод умрет, а вместе с ним остановится и жизнь в поселке», — отметил Раслин.
Дарья Истомина