Posted 17 февраля 2022, 21:06
Published 17 февраля 2022, 21:06
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
После того, как в российский дипломатический словарь был введен термин «насрать», заявление Дмитрия Медведева о том, что необходим дополнительный контроль над этническими анклавами, потому что они часто становятся «очагами преступности», представляется просто верхом интеллигентности и такта.
Но шутки шутками, а недавнее поручение Медведеву возглавить межведомственную комиссию Совета безопасности РФ по вопросам совершенствования миграционной политики похоже на мягкую ссылку. После того, как человек столько лет пробыл на вершине власти, в том числе президентом и премьером, отправка на фронт борьбы с чужаками вряд ли была его заветной мечтой.
Так что решение президента поручить Медведеву в качестве замглавы Совбеза курировать «совершенствование миграционной политики» можно расценивать как своего рода опалу — уж больно неблагодарная это тема. Невольно вспоминается, как почти ровно 30 лет назад, 26 февраля 1992 года, предшественник Владимира Путина на посту главы государства Борис Ельцин попытался избавиться от надоевшего ему вице-президента Александра Руцкого, подписав указ о его назначении председателем комиссии по аграрной реформе. Тогда, в начале 1990-х годов, было понятно, что любого политика, которого «бросят на сельское хозяйство», ждет полная растрата политического капитала.
За что теперь на Дмитрия Анатольевича обрушилась немилость в виде назначения «главным по мигрантам», можно только догадываться, но это не так уж и важно.
Интереснее другое. Президент, подписав указ о формировании этой комиссии, обрисовал ее задачи. А они — сплошь про госбезопасность. Неслучайно в ее составе и глава ФСБ, и генпрокурор, и глава Следственного комитета — бойся, мигрант опасный! Имевшееся когда-то у руководства распущенного ФМС понимание того, что массовая трудовая миграция, вообще-то, явление социально-экономическое, сегодня, похоже, выброшено за ненадобностью.
Как бы то ни было, Дмитрий Анатольевич, не мешкая, тут же погрузился в работу, сходу продемонстрировав не только простодушную ксенофобию, но и очевидное незнание предмета. Впрочем, в нем, судя по всему, плохо сейчас разбираются и в МВД, которому после ликвидации ФМС поручено заниматься миграцией.
Вот один образчик этого сакрального знания: численность иностранных мигрантов в России, озвученная Медведевым со ссылкой на МВД, названа в диапазоне от 1 млн до… 5 млн человек. А почему не от 1 миллиона до 50 миллионов?
По словам главы новоиспеченной межведомственной комиссии, приток мигрантов в Россию за прошлый год увеличился на треть. Опять ошибочка. Во-первых, по данным ежегодника Росстата «Социально-экономическое положение России», за 2021 год миграционный прирост в стране составил более 371 тысячи человек, тогда как в 2020 он был всего лишь 91 тысячу. То есть вырос не на треть, а в четыре раза. Во-вторых, прошлогодний миграционный прирост, тем не менее, далеко не самый высокий — бывали годы, когда он составлял по 400-450 тысяч и больше человек.
В-третьих, не было бы этого прироста иностранных мигрантов, общая численность населения Российской Федерации за 2021 год уменьшилась бы не на 692 тысячи человек (что является рекордом за все послевоенное время), а более чем на миллион. По той причине, что в общее число жителей страны, согласно принятой методологии, включаются все живущие в ней граждане, в том числе подданные других государств. Так что, если бы не мигранты, демографическая статистика в РФ выглядела бы еще хуже, чем сейчас.
Новый главный начальник по мигрантам, по вполне сложившейся в России обывательской традиции, относит к ним только жителей бывших советских среднеазиатских республик — таджиков, узбеков, киргизов, и туркменов, а также казахов. При этом, опять-таки согласно имеющейся статистике, выходцы из Центральной Азии составляют только половину иностранных мигрантов в Российской Федерации.
Например, из почти 536 тысяч граждан СНГ (90% всех иностранцев в РФ), прибывших в Россию в 2020 году, жители стран Центральной Азии составляли 266,6 тысяч человек. Самая большая диаспора мигрантов в стране — украинцы. Их в том же году приехало в Россию почти 144 тысячи человек, молдаван — 22 тысячи, белорусов — 14,5 тысяч, азербайджанцев — 32 тысячи, армян — 56,5 тысяч.
Медведев раскритиковал региональные и муниципальные власти за то, что они «не знают настроений внутри диаспор, не имеют контактов с их лидерами, потому что это зачастую не очень приятное дело».
Повторю, после тех «высот» межгосударственного общения, до которых за последние несколько месяцев дошла российская дипломатия, публичное выражение брезгливости к мигрантам, высказанное экс-президентом и экс-премьером страны, в общем, уже не удивляет. Единственно, что хотелось бы уточнить у Дмитрия Анатольевича, что более всего кажется ему отталкивающим в мигрантах — их этническая, расовая принадлежность или их не всегда чистые оранжевые робы, когда они убирают наши улицы и дворы?
В первом случае это можно расценить как расизм, во втором неприязнь носит классовый оттенок. Не знаю, что и думать…
На «загнивающем Западе» публичное выражение политиком таких взглядов стоило бы ему должности. В России же, как складывается впечатление, наоборот, можно сейчас сделать неплохую карьеру, если не стесняться в выражениях по отношению к «не нашим».
Александр Желенин