Posted 7 января 2022, 21:01
Published 7 января 2022, 21:01
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
Многие из политических процессов, запущенных в 2021 году как в России, так и вокруг нее, неизбежно будут продолжены, а некоторые доведены до логического конца.
В числе ярких примеров эстафеты, которую предыдущий год передает нынешнему, можно назвать фактическую ликвидацию местного самоуправления в России. Этот процесс начался с радикального изменения Конституции в 2020 году, когда в Основном законе появилось понятие «публичная власть». Де-факто это словосочетание тождественно уже давно привычному термину «вертикаль власти», только теперь понятие оформлено юридически.
К концу 2021 года стало ясно, что пресловутая вертикаль все же «пронзит» ранее не вполне доступный для нее региональный уровень. Это станет возможным после принятия нового закона, разработанного «в развитие» поправок к Конституции.
Как ожидается, в 2022 году процесс завершится, и на общий стержень будет нанизана вся система муниципалитетов, которая ранее считалась отдельной и самостоятельной формой народовластия. Теперь же муниципальное управление фактически будет подчинено региональному уровню власти, потеряв свою независимость, вплоть до де-факто назначения глав муниципалитетов руководителями субъектов Федерации. В итоге в стране останется только один «укрупненный» уровень самоуправления, весьма условно близкий к народу, зато за счет этого количество муниципалитетов можно будет сократить примерно в семь раз.
Кроме того, большинство экспертов ожидают, что в 2022 году в России неизбежно продолжит разгоняться инфляция. В первую очередь это касается роста цен на продовольствие. Сохранение высоких темпов инфляции в 2022 году прогнозирует даже российский Центробанк. Ну а западные финансовые институты по мере приближения Нового года постепенно снижали свои ожидания насчет скорости роста российской экономики.
Соответственно, неизбежно новое снижение уровня жизни россиян в целом. При этом эксперты не исключают еще и роста безработицы.
Несмотря на то, что законопроекты о введении на транспорте и в общественных местах QR-кодов, привязанных к прививкам от ковида, были постепенно отложены под давлением общественного мнения, о полном отказе российских властей от этой идеи говорить не приходится.
Так что россиянам лучше заранее подготовиться к тому, что заявленная ранее программа будут поэтапно реализована, чтобы не испытывать потом неприятное удивление. Кстати, в трех регионах в тестовом режиме запустят и выдачу цифровых паспортов гражданам — тоже в виде QR-кодов.
Есть все основания ожидать, что в 2022 году продолжатся и репрессии против политической оппозиции, которой в России практически не осталось уже к середине 2021 года. Не будет чистого неба и над сохранившимися фрагментами гражданского общества.
Тут гарантией могут служить состоявшиеся в декабре онлайн-встреча Владимира Путина с членами СПЧ и его же большая пресс-конференция, где президент довольно недвусмысленно сформулировал свое отношение к любой, даже самой конструктивной и лояльной критике курса, взятого Кремлем как внутри страны, так и на международной арене.
Многие обозначенные выше процессы непосредственно связаны со стремительным ухудшением отношений России с Западом — в самом широком толковании этого понятия. Несмотря на безудержную эскалацию противостояния, которая уже заставила вспомнить худшие времена «холодной войны», остается надежда, что здесь так или иначе удастся найти компромисс.
Уже на первые рабочие дни января (по российскому графику) намечены контакты с США и НАТО в рамках переговоров по российским предложениям, касающимся стратегической стабильности (которые называют «ультиматумом Западу»). Возможно даже состоятся прямые переговоры президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена. Будут наверняка и другие попытки найти приемлемый для сторон выход из сложившейся ситуации.
Однако, к сожалению, вряд ли удастся избежать ускорения и без того несущейся во весь опор гонки вооружений, да и напряженность на российско-украинской границе скорее всего будет сохраняться.
Тем не менее очень хочется надеяться, что весь негатив, сгустившийся к концу 2021 года как внутри России, так и вокруг нее, вовсе не означает, что в 2022-м неизбежно вступление нашей страны в новый военный конфликт.
Возможности для мирного урегулирования практически любых противоречий есть практически всегда. Разумеется, если с обеих сторон для этого будет в нужном количестве найдена политическая воля.
Иван Преображенский