Posted 24 декабря 2021, 17:10
Published 24 декабря 2021, 17:10
Modified 30 марта, 08:22
Updated 30 марта, 08:22
Самым ожидаемым событием минувшей недели была пресс-конференция президента, но появлялись и не связанные с ней яркие слухи. В частности, что Институт философии РАН сделают главным органом идеологической цензуры, а также что элиты специально «бодрят» перед Новым годом арестами.
Власти в принудительном порядке сменили директора в Институте Философии Российской академии наук. Вместо академика Андрея Смирнова без обсуждения с коллективом и в нарушение действующих регламентов врио руководителя стал кандидат наук Анатолий Черняев, поклонник Александра Лукашенко и специалист по православной философии, а также морали и этике. Научный совет Института философии в полном составе взбунтовался и потребовал несогласованное с коллективом назначение отменить.
Однако уже звучат прогнозы, что это Черняев в ответ «отменит» научный совет академического заведения. Мол, в философском институте ожидается масштабная чистка. Поговаривают чуть ли не о намерении возбудить уголовные дела против особенно строптивых философов.
При этом с Черняевым в институт пришел достаточно неожиданный для этих стен сотрудник — полковник юстиции Вячеслав Разгулов, долгое время работавший следователем. Под конец этой карьеры с должности главы самого «православного» межрайонного отдела Следственного комитета — Валдайского, в чьем ведении находится одноименный монастырский комплекс, он перешел на работу в правозащитный центр Общества «Царьград».
Все это создало почву для слухов, будто в Институте философии теперь начнутся репрессии по ранее составленным «черным спискам» (причем без участия каких-либо госцензоров). По версии недовольных назначением Черняева, «центральное научно-исследовательское учреждение России, в котором ведется научная работа по основным направлениям и актуальным проблемам современного философского знания», как деревеньку в кормление передали «политическим православным».
Правда, брать с Института философии особо нечего — денег там немного. Зато многие уже опасаются, что новое начальство может заняться, условно говоря, «идейным рекетом» в области философии, обществоведения и даже истории. То есть планомерной травлей идеологических противников в академической среде. Нечто подобное в этой сфере уже происходило в поздние сталинские времена.
С усилением контроля государства над наукой и образованием так или иначе связывают значительную часть громких арестов последнего времени. Речь идет об уголовных делах против ректора Казанского федерального университета Ильшата Гафурова и ректора Смоленского госуниверситета спорта Георгия Греца. Первого обвинили в причастности к давнему делу о двойном убийстве и найму киллеров. Второго — в «обычной» коррупции, правда, весьма масштабной — на территории университета обнаружили даже майнинговую ферму для получения криптовалют.
При этом самой громкой продолжает оставаться третья подобная история — взятие под стражу ректора Шанинки Сергея Зуева, которое комментировал даже президент Владимир Путин. Вполне возможно, что и правда началась «чистка» в академическом сообществе. С другой стороны, есть и версия, будто происходящее в Институте философии с новыми арестами никак не связано, потому что тут речь идет просто о серии силовых акций, объединенных тем, что одобрение для них надо было получить «на самом верху». Ведь «пришли» в тот же день не только за двумя ректорами, но и еще за несколькими заметными региональными деятелями. Например, задержали мэра Краснодара Андрея Алексеенко и экс-депутата Госдумы от ЛДПР, депутата заксобрания Красноярского края Сергея Натарова. Люди все они очень друг на друга непохожие, так что и дела у них разные.
Если верить этой версии, то дело тут вовсе не в образовании. Задержания «пакетом» нужны для того, чтобы подстегнуть правящий класс и напомнить ему о верности. Якобы все перечисленные задержанные были замечены в активной зарубежной экономической деятельности и имели слишком большие интересы за пределами России. В ситуации же нынешнего противостояния с Западом такой бэкграунд у мэров, депутатов и ректоров не приветствуется. Кремлю выгодно было бы, чтобы региональные элиты осознали необходимость повышать лояльность и бдительность.
Есть и еще одно объяснение, которое предлагают сами власти — что все это просто случайное совпадение и задержанных вообще ничего не объединяет, кроме дня, когда за ними пришли, чтобы увести на допрос.
В схожем стиле повторений и подтверждений ранее сказанного прошла и «большая» пресс-конференция Владимира Путина. Накануне активно ходили слухи, что президент сообщит нечто сенсационное. Например, по теме концентрации российских войск на границах с Украиной, о чем не устают говорить на Западе. Или о внутриполитической ситуации и планах властей на ближайшие годы — после того, как несистемная оппозиция разгромлена и проведены выборы в Госдуму. Или, наконец, об очередной раздаче денег населению.
Все эти предположения не подтвердились. Владимир Путин сенсаций на этот раз не преподнес. Если не считать таковой заявление, что современную Украину создал Владимир Ленин.
Впрочем, для слухмейкеров и это само по себе важный сигнал. Отсутствие громких новостей интерпретируется в том духе, что у Кремля есть занятия поважнее и, вероятно, он уже открыл новый этап непубличных переговоров с США и НАТО. И на время пока они идут, все политические процессы, кроме, разве что, точечных задержаний, в России заморожены.
Иван Преображенский