Posted 27 ноября 2021, 15:32
Published 27 ноября 2021, 15:32
Modified 30 марта, 08:24
Updated 30 марта, 08:24
Горняки, работавшие на шахте «Листвяжная», где два дня назад в результате аварии погиб 51 человек, фиксировали перед трагедией превышение уровня метана, но руководство закрывало на это глаза и даже «обнуляло» показания датчиков. О происходившем накануне аварии РБК рассказали шахтеры и машинисты дизелевозов, а также передали корреспонденту фото и видео датчиков из шахты, на которых видно превышение показателей метана в августе и ноябре.
Горняки говорят, что выдаваемые им на шахте датчики метана изнутри проклеивали двусторонним скотчем, чтобы сбить показатели — так с прибор не поступает воздух. «Они просто перемычат эти датчики, и все… Чтобы воздух не поступал туда и он не те данные показывал, которые есть на самом деле», — рассказал машинист Артем Симон, который работал в «Листвяжной» от подрядной организации. Ее сотрудники сдают датчики после работы и получают их непосредственно перед сменой.
Симон считает, что для аварии было много предпосылок, так, лава 823 «сама по себе опасная была, с сентября были превышения по метану». «Доходило до того, что руководство заклеивало нам скотчем газоанализаторы, чтобы мы ехали работать», — подчеркнул он.
Предоставленные горняками фото датчиков оценил бывший руководитель одной из угольных шахт. Его комментарий такой: «По первым датчикам метан 2%. Это плохо, но надо знать, где были сделаны эти фото». Но, подчеркнул он, такие показатели — «формально уже нарушение». Взрыв происходит при 5–6% метана, уточнил он.
О проблемах с датчиком рассказал и горняк Александр, брат погибшего шахтера Константина Булякаева. Сам он работал на шахте от подрядной организации и утверждает, что на предприятии «много скрывается», поскольку от этого зависит зарплата.
В компании «СДС-Уголь», которой принадлежит шахта, на просьбу прокомментировать утверждения шахтеров, заявили: «В условиях расследования уголовных дел мы не даем комментариев».
Напомним, шахта «Листвяжная» ведет добычу угля на Егозово-Красноярском месторождении в Беловском районе Кузбасса. Владелец шахты — компания «СДС-Уголь», она занимает третье место по добыче и экспорту угля в России. Производственная мощность шахты составляет 5,2 млн т угля в год. Ее выручка в 2020 году — 9,4 млрд руб. (на 11% меньше, чем годом ранее), чистая прибыль — 837 млн руб. (минус 82%).
Авария на шахте «Листвяжная» произошла утром 25 ноября. Большую часть горняков эвакуировали, 46 человек вывести на поверхность не успели. Они погибли. Жертвами также стали пять спасателей, участвовавших в операции. По версии местного управления Ростехнадзора, причиной аварии мог стать резкий выброс метана. Позднее официальный представитель Ростехнадзора Андрей Виль заявил, что версия, озвученная начальником Беловского территориального отдела Ростехнадзора Александром Трокманом, не является основной или второстепенной, это одна из нескольких версий, которые будут проверены комиссией по техническому расследованию причин аварии.
По факту случившегося возбуждено два уголовных дела. Первое — по ч. 3 ст. 217 УК (нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), по нему проходят директор шахты Сергей Махраков, его заместитель Андрей Молоствов и начальник участка Сергей Герасименок.
Второе уголовное дело возбуждено по статье о халатности. По версии следователей, в ноябре этого года инспекторы Ростехнадзора Вячеслав Семыкин и Сергей Винокуров составили акты о проверке штрека (подземной горной выработки), но на самом деле его не проверили. 27 ноября все пятеро были арестованы.