Posted 26 ноября 2021, 11:55
Published 26 ноября 2021, 11:55
Modified 30 марта, 08:24
Updated 30 марта, 08:24
Директор кузбасской шахты «Листвяжная», где вчера погибли свыше четырех десятков горняков и спешившие им на помощь сотрудники горноспасательного отряда, был признан лучшим в своей профессии. Об этом широкая общественность узнала после того, как на Сергея Махракова завели уголовное дело в связи с трагедией, вызванной предположительно подземным взрывом газа, передает ТАСС. Между тем выжившие шахтеры и их коллеги считают виновниками массовой гибели в забое именно руководителей предприятия, пишет «ФедералПресс».
47-летний Махраков управлял подконтрольной холдингу «СДС-Уголь» «Листвяжной» с 2013 года. Его наградили в категории «Директор шахты — 2021» на конкурсе «Кузбасс — угольное сердце России», который проводился накануне Дня шахтера в августе. Через три месяца 46 работников директора-победителя не смогли выйти на поверхность, а их спасшиеся коллеги говорят, что начальство принуждало работать в опасных условиях.
По информации Telegram-канала Baza, прибывшие к шахте пожарные не были готовы к ликвидации последствий взрыва метана.
Согласно одному из горняков, на «Листвяжной» в нарушение всех норм безопасности нередко отправляли рабочих в забой, несмотря на скопление метана. Другой спасенный шахтер рассказал, что сам он не погиб благодаря системе «Спасатель», но был уверен в том, что после такого ЧП никто не выживет.
«Меня всего качало, но я слышал, как горный мастер сзади начал всех поднимать: „Вставай, не лежи!“ К одному, второму. И выходит, что он тоже там остался» — так один из шахтеров описал вероятную гибель коллеги.
Рассказ горняка с «Листвяжной» приводит и РЕН ТВ. «К этому все и шло, рано или поздно авария бы произошла, потому что у нас руководство очень грубо закрывало глаза на ситуацию в шахте», — отметил мужчина. При этом неясно, входил ли он в ту злополучную смену.
По словам шахтера, в последние два месяца концентрация метана под землей была превышена в пять-шесть раз. Горнякам приходилось работать «на свой страх и риск», так как начальство шахты «сознательно нарушало технику безопасности, рассчитывая побыстрее выполнить план по добыче угля», сказал собеседник журналистов.
Родные жертв трагедии сегодня пришли к контрольно-пропускному пункту (КПП) предприятия — люди говорят о случившемся и плачут, показывает видеосъемка. Членов семей погибших уже пропустили на территорию «Листвяжной», сообщает Русская служба Би-би-си.
В Кемеровской области сегодня начался трехдневный траур по погибшим, жители несут в память о жертвах цветы.
Пришла к объекту и вдова шахтера-звеньевого с 30-летним стажем Бориса Пиялкина, пишет РИА «Новости». Женщина заявила, что за 10 дней до трагедии в шахте вспыхнул пожар и рабочим пришлось справляться с ним самостоятельно.
«15-го они не стушевались и сами, своими силами тушили в шахте пожар. Прошло буквально несколько дней, и теперь мужа моего нет! И все это знали. Роспотребнадзор (видимо, Ростехнадзор — „Росбалт“) все проверял. И что они там проверяли?» — сказала безутешная женщина.
По ее словам, «этот метан давно там зашкаливал». Из-за этого супруг женщины — углекоп с 30-летним стажем, носил на груди датчик-газоанализатор. «Он говорит, что «датчик пищит, я его водой намочу, чтобы он не пищал. И дальше работали. Вот в каких условиях они работали», — поделилась вдова.
Между тем экс-сотрудник шахты Денис Тимохин рассказал «Тайга.инфо» о том, что на «техники безопасности на „Листвяжной“ вообще не было».
«Все зависит от „СДС-уголь“. Они же дают приказы и ставят план на месяц. Больше дадите, и зарплата будет хорошая, — отметил экс-горняк. — Не дадите — маленькая. Так люди и работали. Все ждали, что этот взрыв произойдет, но никто не знал когда».
По словам бывшего рабочего-доставщика, «при 1,5% метана должно все вырубаться, при 2% комбайн должен отключаться автоматически», однако «туда ставили перемычки, чтобы техника ездила при таком проценте».
В Сети, добавим, вскоре после трагедии, появились шокирующие аудиозаписи — «голосовые сообщения, предположительно, принадлежащие шахтерам „Листвяжной“ из рабочего чата». «Прослушав их, можно понять, что рабочие заранее предупреждали начальство о превышении допустимого уровня загазованности», отмечает «ФедералПресс» со ссылкой на паблик «Инцидент Кузбасс».
«Была загазованность семь процентов. Звонил начальник и спрашивал, мол, почему не спускаетесь. Слесаря ему говорят, что семь процентов, на что он ответил: «Запускайтесь», — сообщает на аудио шахтер.
Его коллега также рассказал, что на работников шахты якобы давят после смертоносного взрыва: «Уже говорят, что есть бумага, которая подписана, что шахтеры сами ходили работать, а начальство не разрешало».
Комментаторы в социальных сетях с этим версиями согласны. «Шахтеры же не хотели туда идти, их заставили в приказном варианте», «Встречу надо проводить с директорами шахт. И делать все необходимое, чтобы такое не повторилось», — цитирует издание отклики пользователей.
Кроме того, по данным «ФедералПресс», сибирское управление Ростехнадзора в апреле этого года находило нарушения пожарного режима в вентиляционном штреке № 823, где и вспыхнул пожар, но «в ходе проверки эти нарушения не устранялись».
25 ноября «возгорание метана произошло, однозначно», считает первый зампред Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Рубен Бадалов, пока Следственный комитет расследует уголовные дела.
«Если его концентрация в воздухе некритична, то следом загорелась угольная пыль, если критична — то она взорвалась. Мог взорваться и сам метан», — пояснил Бадалов «Известиям».
При 7-процентной загазованности «для взрыва достаточно малейшей искры» и «ее может спровоцировать даже выскочившая гайка», сказал он.
Напомним, что в результате ЧП на «Листвяжной» погиб 51 человек — горняки и выдвинувшиеся к ним пять горноспасателей. Шестой из спасателей чудом выжил, его нашли на следующий день. Более 60 человек пострадали, большая часть госпитализирована.
По уголовному делу о нарушении требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ст. 217 УК РФ) задержаны трое: директор шахты Махраков, его первый зам и начальник участка. Второе уголовное дело заведено по факту халатности (ст. 293 УК) со стороны сотрудников регионального Ростехнадзора.
Компания «СДС-Уголь», владеющая «Листвяжной», — один из трех главных производителей угля в России. Она разрабатывает в Кузбассе Егозово-Красноярское месторождение, работая в связке с одноименной обогатительной фабрикой в Белово.
Основной владелец холдинга-лидера — Михаил Федяев, чей сын Павел является депутатом Госдумы от «Единой России». По информации «Общей газеты», они связаны с «друзьями президента Владимира Путина» бизнесменами Аркадием и Борисом Ротенбергами.
Это не первое смертельное ЧП на этой шахте: при взрывах метана в 1981 году на «Листвяжной» погибли пять человек, в 2004 — 13, сообщает РИА «Новости».
Между тем кемеровский губернатор Сергей Цивилев заявил, что пока поднятию тел погибших на поверхность мешает угроза взрыва. Чтобы уменьшить такой риск, на предприятии будут три дня заполнять полости горных выработок метаном, после чего спасательная операция продолжится.