Posted 23 ноября 2021, 17:57

Published 23 ноября 2021, 17:57

Modified 30 марта, 08:24

Updated 30 марта, 08:24

«Если нет аргументов, говорите просто, что рубите эти поправки»

23 ноября 2021, 17:57
Оппозиционные депутаты в Госдуме попытались взять измором парламентское большинство, внося свои предложения в проект госбюджета.

Второе чтение проекта федерального бюджета на 2022–2024 годы растянулось во вторник в Госдуме на несколько часов, хотя на все пленарное заседание отводилось время с 12:00 до 16:00. Такого затяжного обсуждения не было уже давно — примерно с тех пор, как в стране (да и самом парламенте) начали активно закручивать «политические гайки».

И хотя формально Госдума всегда оставалась «местом для дискуссий», народные избранники старались лишний раз не устраивать долгих словесных баталий. Исключения бывают лишь когда такая задача перед ними ставится специально и российский парламент должен предстать миру образцом демократии. Тем более, что и особого смысла в дебатах нет — ведь все основные решения по голосованию за те или иные законопроекты предварительно обсуждаются и принимаются на заседаниях комитетов и фракций. На пленарном же заседании депутатам, по большому счету, остается поработать статистами, нажав нужную кнопку для голосования.

Тем же, кто ослушается и проголосует по-своему, не всегда везет так, как экс-депутату от «Единой России» Наталье Поклонской, которую якобы из-за «неправильного» голосования по пенсионной реформе отправили послом в тропический Кабо-Верде. Другого единоросса, Евгения Марченко, проголосовавшего в октябре вопреки решению партийного руководства против принятия в первом чтении проекта федерального бюджета, уже исключили сначала из партии, а потом и из фракции ЕР.

Между тем, затягивание рассмотрения законопроектов на пленарном заседании через вынесение поправок на отдельное голосование является, по сути, одной из скрытых форм протеста депутатов, чем они пользуются, когда не в силах изменить изначально заданный результат. Конечно, ничего подобного той «итальянской забастовке», которую на Охотном ряду устроила в 2012 году группа оппозиционных депутатов (среди них был, например, ныне эмигрировавший из России Дмитрий Гудков) с целью затянуть до глубокой ночи принятие одиозного закона об ужесточении наказания за нарушения на митингах, в нынешней Думе уже не случится. Хотя бы потому, что с тех пор, именно во избежание повторения подобных ситуаций, единороссы несколько раз корректировали думский регламент, неумолимо сокращая время на обсуждение депутатских поправок к законопроектам.

Так, в 2014 году регламент Госдумы был изменен таким образом, что на выступление по обоснованию поправок, вынесенных на отдельное голосование, парламентариям отводилась всего одна, а не три минуты, как было до того. Правда, оговаривалось, что такой порядок может применяться по предложению профильного комитета.

С этого момента депутаты старались как можно быстрее «засвечивать» на заседаниях свои законодательные инициативы, объединяя их вместе и таким образом экономя время на выступлении. Однако независимый депутат Оксана Дмитриева, которая во вторник решила представить по отдельности чуть ли не каждую свою поправку к проекту бюджета, кажется, нарушила негласный порядок. Тем самым она продемонстрировала «несистемное» поведение и явно вызвала раздражение у руководства Госдумы, которое было заинтересовано в том, чтобы депутаты успели рассмотреть до конца заседания максимум законопроектов, включенных в повестку заседания.

«Оксана Генриховна, у вас поправок на полтора часа!», — намекал Дмитриевой на необходимость соблюдать «заведенный порядок» спикер Госдумы Вячеслав Володин. Вслед за ней свои поправки на отдельное голосование стали выносить и другие депутаты, по большей части из двух думских фракций — «Справедливой России» и КПРФ.

Возможно, им стало просто обидно, потому что их предложения по перераспределению бюджетных средств безжалостно отвергаются в правительстве и «Единой России». В то время как сами единороссы трубят о том, что при доработке бюджета ко второму чтению им якобы удалось профинансировать «Народную программу», с которой они шли на думские выборы. «Единая Россия» предложила дополнительно выделить 45 млрд рублей, в том числе, на решение социальных задач», — сообщил журналистам руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев.

При этом депутаты из других фракций, чтобы дополнительно поддержать здравоохранение, науку, образование и культуру, просили сущие копейки, если сравнивать с теми суммами, которые скопились в разных резервных фондах, включая Фонд национального благосостояния. Так, коммунист Денис Парфенов предложил выделить 200 млн рублей на жилье ветеранам боевых действий, а его коллега по фракции КПРФ Андрей Алехин даже и денег не просил, а уговаривал «повлиять на «Газпром», чтобы он уже в следующем году проложил газопровод в северные районы Омской области, где сейчас, по его словам, люди при двадцатиградусном морозе отапливают свои квартиры китайскими электроприборами. «Это вам не Москва, это Сибирь — здесь люди мерзнут!», — возмущался при этом депутат.

С масштабной идеей выступила разве что коммунистка Нина Останина, которая предложила направить из ФНБ сразу 600 млрд рублей на финансирование детских кружков. Услышав отказ со стороны главы профильного комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, она заявила: «Вы считаете, это слишком много? А что мы тогда удивляемся, что у нас в школах и вузах устраиваются стрелялки-пужалки? Куда дети идут после школы? Если у вас нет аргументов, говорите тогда просто, что вы рубите эти поправки».

В итоге единороссу Макарову пришлось «рубить» поправки оппозиционеров на протяжении более четырех часов. Наверняка думское руководство сделает соответствующие выводы из этой истории и продолжит «выстраивать» депутатов так, чтобы на Охотном ряду никто больше не мешал успешному прохождению законов.

Елена Земскова

Подпишитесь