Posted 23 ноября 2021, 12:56

Published 23 ноября 2021, 12:56

Modified 30 марта, 08:24

Updated 30 марта, 08:24

История с покушением на жителя Усть-Кута вызывает вопросы

23 ноября 2021, 12:56
Сибиряк утверждает, что его пытались отравить, но не спешит публично представить доказательства.

Житель Усть-Кута и глава АНО «Центр гражданского содействия» (ЦГС) Алексей Тупицин заявил о покушении на свою жизнь. По его словам, неизвестные якобы подсыпали яд ему в чай в аэропорту «Шереметьево», когда тот с подругой возвращался домой из Польши транзитом через Москву. Однако стаканы перепутались, и в итоге злополучный чай выпила спутница устькутянина. Ей стало плохо, тем не менее, она благополучно долетела до Иркутска, где после получения медпомощи пошла на поправку.

Новость об отравлении быстро разлетелась по соцсетям и прессе. Сам Тупицин активно освещал эти события чуть ли не в прямом эфире на своей странице в Facebook, выступал на известном оппозиционном телеканале с комментариями по этой истории и практически сразу предположил, что речь, возможно, идет о боевом отравляющем веществе. Тем не менее, к этой истории немало вопросов, прояснить которые глава АНО «ЦГС» либо не хочет, либо не в состоянии, хотя прошел уже почти месяц.

Изображая жертву

В интервью немецкому порталу «Переселенческий вестник» он рассказал, что в Усть-Куте занимается бизнесом и является владельцем «крупнейшего СМИ в городе». «Наша гражданская позиция давно не нравится властям», — заявил устькутянин.

Однако версия отравления вызывает серьезные сомнения. Господин Тупицин — деятель уровня Усть-Кута, небольшого городка в 950 км от Иркутска и населением более 40 тысяч человек. Да, он дважды баллотировался в Госдуму от «Яблока» в Братском одномандатном округе, но оба раза — крайне неудачно.

Так, в 2016 году он зарегистрировался как кандидат, но еще до выборов сам снял свою кандидатуру и за всю свою короткую кампанию отметился лишь скандалом, когда пронес в мэрию… пистолет. Зачем он это сделал, он тогда и сам пояснить не смог. По словам Тупицина, он просто забыл выложить оружие. Но это не объясняет, зачем ему вообще понадобилось носить с собой пистолет, пусть и с разрешением — возможно, такая привычка осталась с криминальной молодости (еще в советское время несостоявшийся депутат был судим за кражу).

В 2021 году на думских выборах Алексей Тупицин все-таки решился идти до конца, но занял второе место… с конца: по итогам голосования стал 11 из 12 кандидатов, проиграв не только местным конкурентам, но даже «варягам».

Что же касается владения «крупнейшим СМИ в городе», то речь идет о местном портале «Усть-Кут 24», где редкая новость преодолевает 2 тысячи просмотров. С ним господин Тупицин тоже немного лукавит, поскольку портал вовсе не зарегистрирован как СМИ и известен как источник фейковых новостей.

Одним словом, политическое и медийное влияние Алексея Тупицина в регионе и даже в родном городе несколько преувеличивается им самим. К слову, его собственный медиаресурс, где он активно вел свою предвыборную кампанию, никак не помог ему на выборах.

Даже если допустить, что российские спецслужбы системно занимаются отравлением оппозиционеров, трудно представить, что они бы затеяли ради устранения местечкового политика столь сложную и опасную операцию с применением боевого отравляющего вещества (!) в одном из крупнейших аэропортов столицы (!!), где полно людей, да еще в «стерильной зоне», нашпигованной камерами.

Чем известен устькутянин

Алексей Тупицин позиционирует себя как предприниматель, издатель и правозащитник — поскольку владеет рядом помещений, которые сдает в аренду, порталом «Усть-Кут 24» и возглавляет АНО «Центр гражданского содействия». Однако в городе он больше известен как человек с криминальным прошлым и, возможно, настоящим. Например, еще в советское время он был осужден по статьям «Кража» и «Хищение государственного или общественного имущества» (судимость погашена в 1991 году).

По некоторым данным, проблемы с законом у иркутского предпринимателя возникали и после. Так, в начале 2000-х годов он привлекался к уголовной ответственности по статье 116 «Побои», дело было прекращено из-за истечения срока давности.

Уже в 2008-м в его отношении было по некоторым данным возбуждено уголовное дело за уклонение от уплаты налогов его фирмой ЗАО «АТП-Холдинг». При этом Тупицин одновременно числился гендиректором и бенефициаром еще двух компаний с аналогичными названиями — ЗАО «Холдинг-АТП» и ООО «АТП-Холдинг». Были ли три похожие до степени смешения фирмы созданы в рамках схемы по уклонению от уплаты налогов — доподлинно неизвестно, на данный момент все три ликвидированы.

Совсем недавно, в июне этого года, Арбитражный суд Иркутской области привлекал Алексея Тупицина к ответственности за неправомерные действия при банкротстве, где он выступал в роли конкурсного управляющего и оказывал коммерческую услугу клиентам. Хорошо он известен и местному ГИБДД — только за 2020 год на его автомобиль было выписано 34 штрафа, то есть примерно по три штрафа ежемесячно. Что вполне характеризует человека с поправкой на регион. И 34 штрафа за год — верхушка айсберга, причем весьма внушительного.

На этом фоне упомянутая выше история с пистолетом в избиркоме даже не дополняет, а придает законченность образу усть-кутского правозащитника.

Что касается медиабизнеса, то принадлежащие Тупицину ресурсы СМИ, по большому счету, не являются. Пользуясь отсутствием регистрации как СМИ, «Усть-Кут 24» не гнушается «информационным терроризмом» по отношению к власти и бизнесу. А материалы, выходящие там, даже отдаленно не соответствуют самым элементарным стандартам журналистики. Типичный пример — статья про передачу освободившегося мандата депутата Госдумы от «Единой России» Марии Васильковой, которую портал называет «бичеватой на вид» и «мантуровской рыбкой», а про другого единоросса Кузьму Алдарова в той же статье говорится, что ему «нужно было иметь хотя бы простые яйц@, которых, судя по всему, у него нет».

Аналогичными вещами занимается и портал «Иркутский инсайдер», где Тупицин является совладельцем и который нередко выступает «донором» новостей для «Усть-Кут 24».

Наконец, на ниве правозащитной деятельности Тупицин также не завоевал больших высот и авторитета, а злые языки и вовсе утверждают, что возглавляемое им АНО — лишь ширма, элемент создания соответствующего образа, которое в реальности какой-либо заметной деятельности не ведет.

Отравление или инсценировка?

На этом фоне версия о том, что вся эта история — плод медийной активности самого жителя Усть-Кута, пиар-акция в попытке «закосить» под Навального, — вовсе не выглядит такой уж фантастической. Мотив здесь вполне проглядывается — попасть в заголовки СМИ, повысить свою узнаваемость, заявить о себе как о жертве режима, найти новых спонсоров. А там, как знать, может, и политическое убежище где-то дадут (отсюда — интервью немецким, пусть и местечковым русскоязычным, СМИ, такая публикация всегда пригодится как доказательство политического преследования).

Кроме мотива, в пользу этой версии существуют и другие аргументы.

Во-первых, до сих пор не установлено, было ли отравление у подруги Тупицина, и если было, то чем оно вызвано. Устькутянин предполагает действие боевых отравляющих веществ, но результатов анализов, доказывающих наличие какого-либо токсина, нет. Фотографии красных пятен на теле подруги политика ни о чем не говорят — это может быть как аллергическая реакция на что-то, так и следы от механического воздействия.

Кроме того, никто не спешит подавать заявление в правоохранительные органы, хотя бы для формы. Публично они об этом не говорят. Возможно, это потому, что они не верят правоохранительной системе России, искренне считая, что силовики и стоят за покушением. А возможно, заявление не подано потому, что его нечем подкрепить?

Пока что вся история строится на одних только словах жителя Усть-Кута, его же предположениях и фотографиях с пятнами на коже, по которым трудно установить диагноз. С публикацией же анализов Тупицин медлит.

Во-вторых, обращает на себя внимание тот факт, что история эта случилась сразу после встречи супругов в Польше с бывшим иркутским оппозиционером. Возможно, именно он и надоумил Тупицына на инсценировку отравления под видом политического покушения.

В том, что инсценировка во имя пиара вполне возможна, могли убедить случаи с Бари Алибасовым, который якобы выпил средство для прочистки раковин и попал в больницу, а потом признался, что водил всех за нос. Или недавняя история с «пропажей» Светланы Светличной, которая через пару дней благополучно нашлась на съемках нового шоу, ради рекламы которого и была затеяна вся шумиха.

Это довольно дешевый и разрушительный для репутации прием, который формирует только недоверие, однако вполне подходящий для фейкового «правозащитника» из глубинки.

Источник — «Кривое зеркало»

Подпишитесь