Posted 29 октября 2021, 14:30
Published 29 октября 2021, 14:30
Modified 30 марта, 08:25
Updated 30 марта, 08:25
Минувшая неделя, в конце которой начался режим «нерабочих дней», объявленный из-за резкого роста заболеваемости COVID-19, была богата на новости не только про пандемию.
Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин получил из рук президента Путина орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. Как сказано, за «большой вклад в развитие конституционного правосудия в России и многолетнюю плодотворную деятельность». И с этим не поспоришь. Зорькин был председателем КС с 1991 по 1993 годы, потом просто судьей, а затем с 2003 года и по настоящий момент снова возглавлял Конституционный суд. При его активном участии год назад прошло принятие радикальных поправок в Основной закон, которые некоторые эксперты даже называют новой Конституцией.
В общем, можно уже и на покой, рассуждает источник, близкий к администрации президента. Тем более, не забыта добрая советская традиция — наградить орденом и отправить на почетный отдых. Действительно, слухи об отставке Зорькина ходят уже много лет, но в прошлом году, после принятия поправок в Конституцию они резко усилились. Сам глава КС, традиционно такие домыслы опровергает, причем порой довольно резко и нервно.
Тут стоит отметить, что еще в президентство Дмитрия Медведева законодательство «поправили» таким образом, что Зорькин теперь может занимать свой пост хоть вечно. Но как раз тогда же появилась версия, что Медведев таким способом готовил этот пост «под себя». После 2020 года, когда экс-премьера перебросили на сомнительную с точки зрения реальной влиятельности должность замглавы Совбеза РФ, Медведева стали называть «хромой уткой». Многие посчитали подтверждением этого и его фактическое устранение от участия в предвыборной кампании «Единой России», хотя формально он и до сих пор остается лидером партии парламентского большинства.
Называют, впрочем, и других кандидатов на смену Зорькину. Причем как раз потому, что многие больше не верят, что Владимир Путин вообще отводит в будущем какую-то важную роль для Дмитрия Медведева. Так что на пост председателя КС теперь прочат, например, главу комитета по законодательству Госдумы Павла Крашенинникова или его коллегу из Совета Федерации сенатора Андрея Клишаса. Оба они считаются чуть ли не соавторами поправок к Конституции 2020 года.
Что же касается Валерия Зорькина, то говорят, что, в отличие от 1993 года, в Конституционном суде он не останется. Скорее всего (такие разносят слухи сразу несколько осведомленных источников) ему уготовано кресло пожизненного сенатора в Совете Федерации.
Из недр правительства распространяются слухи, будто уголовное дело против бывшего вице-президента Сбера Марины Раковой и ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) Сергея Зуева направлено вовсе даже не против главы Сбербанка Германа Грефа, как говорилось ранее. Целью «спецоперации» якобы стал глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он, надо заметить, часто критикует правительство Михаила Мишустина, так что понятно, что у таких слухов могут быть разные причины для появления.
В то же время Кудрин действительно с откровенной симпатией относится к Шанинке и выступал в защиту этого образовательного учреждения в 2018 году, когда его лишили аккредитации. Тогда он назвал претензии Рособрнадзора к Московской высшей школе социальных и экономических наук «бумажными» и призвал кардинально пересмотреть работу не вуза, а ведомства.
Впрочем, прямой связи между главой Счетной палаты и Шанинкой нет. Зато он считается покровителем Университета свободных искусств и наук, появившегося на базе одноименного факультета СПбГУ. При этом на первый план выходит версия, согласно которой речь идет не о персональных атаках на тех или иных неугодных администраторов, а о генеральном наступлении на условно «либеральную» ветвь российского высшего образования.
Если такие слухи верны, то вполне может статься, что силовики и правда подбираются, в том числе, к самому Кудрину, несмотря на широко известную его давнюю близость к президенту Владимиру Путину.
После введения в России очередных «продленных выходных» сразу же появилось множество слухов вокруг этой темы. Алармисты говорят, что реальная статистика по ковиду сейчас якобы намного выше, чем сообщается официально. Другие уже обсуждают, будут ли вынужденные каникулы, которые в ряде регионов (как, например, в Хакасии) уже превратились в жесткий локдаун, продлены и после 7 ноября. То же самое касается и слухов насчет перевода школьников на «удаленку» после завершения осенних каникул.
Власти говорят, что такие решения не приняты, но сам факт этих заявлений придает уверенности сторонникам этих слухов. Они считают это признаком как раз того, что обсуждение этого вопроса уже идет в Кремле или в правительстве. А раз есть обсуждение — то будет, наверняка, и решение.
В то же время, на «ковидокризис» в России накладывается разгон инфляции. Ходят слухи, что в отдаленных регионах, куда товары в зимний период доставляются в основном авиацией, не просто растут цены, но налицо уже признаки продовольственного дефицита — поставщики не успевают наполнять прилавки, все мгновенно раскупается.
Параллельно официально сообщалось, что президент поручил правительству разработать комплекс мер, который помешает энергетическому кризису в Европе отразится на ценах на топливо в России. При этом Владимир Путин, выдержав паузу, дал поручение «Газпрому» начать на вторую неделю ноября наращивать поставки природного газа в ЕС, поскольку российские хранилища к тому моменту будут уже наполнены. Это заявление уже вызвало легкое снижение цен на газ и электроэнергию в Евросоюзе, но на ценах товаров, поставляемых оттуда в Россию, это явно так быстро не отразится.
Так что не исключено, что властям придется искать непривычные для них методы борьбы с инфляцией. Даже «ковикулы» (новое слово, обозначающее «ковидные каникулы») могут стать одним из способов снизить потребление и сдержать тем самым рост цен. А это, как утверждается, и есть сейчас для Кремля и правительства главная задача. Решения которой, надо заметить, найти еще не удалось.
Иван Преображенский