Posted 2 сентября 2021, 11:47
Published 2 сентября 2021, 11:47
Modified 30 марта, 08:28
Updated 30 марта, 08:28
На обычной российской помойке порой можно «откопать» настоящий клад, например, старинную мебель, аксессуары или игрушки, современные гаджеты, дизайнерскую одежду. «Хожение по помойкам» вновь обрело в России популярность во время антиковидных ограничений и карантина. В Сети даже возникло сообщество «енотов» — это около 16 тыс. человек, которые целенаправленно рыщут по свалкам в поисках необычных и интересных находок, пишет «МК».
Среди находок «енотов» за последний год — швейная машинка столетней давности в рабочем состоянии, кастрюлька для варки спаржи, шахматы Гарри Поттера из приложения к журналу «ДеАгостини» (волшебная палочка приводит в движение фигуры, а король умеет вздыхать), в свое время любители собирали эти шахматы, годами карауля журнал в киосках. Нередко родственники ушедших художников выкидывают их работы, среди которых могут быть редкости.
«Вот сегодня соседка по мастерской (между прочим, художник-иконописец в третьем поколении) попросила донести до помойки пару мешков с родительскими работами: живопись, графика, наброски… Большей частью заботливо порванное в мелкие клочки. Но многое «енот» спас. Там был рисунок с девочкой в национальном костюме, а у меня есть подруга, которая работает в Третьяковке, в отделе реставрации и графики. Она определила, что это изображение редкого латвийского костюма. Предстоит еще длительная сортировка и реставрация… Когда я попросила соседку в следующий раз не утруждать себя измельчением наследия перед выкидыванием, она назидательно посоветовала «не связываться со старьем», — рассказала админ и создатель группы «енотов», художник-портретист Дарья Никитина.
Она признается, что сейчас нередко выкидывают настоящий антиквариат и для нее это «постоянный источник боли». «Не хранят, не любят, не ценят. Я постоянно сталкивалась с этим и по работе, и в жизни. Одно из самых ярких детских воспоминаний: дедушка со своим другом, тоже художником, выносит из горящей деревенской церкви иконы и фрагменты алтаря. В какой-то момент у меня возникло желание спасать самой», — говорит она.
И приводит еще один пример: после смерти живописца Владимира Татлина, одного из крупнейших представителей русского авангарда, его мастерскую передали другому художнику, а все наследие было выкинуто на помойку, ветер разметал рисунки по всей Нижней Масловке.
Никитина добавляет, что художники по всему миру работают с «помоечным» материалом, и это ее очень вдохновляет. Она также вспоминает, как в 1960–70-е годы люди выкидывали старинную «монументальную» мебель, люстры, одежду, игрушки, покупая «модную» современную мебель. А знающие люди на этих выброшенных вещах обогащались. «Знатоки подбирали эти предметы, реставрировали и продавали коллекционерам и любителям. Александр Васильев, историк моды, целую карьеру на этом создал, а сейчас ирония заключается в том, что даже эта советская дрянь, на которую меняли вещи ХIХ века и эпохи модерна, тоже превращается в стильный винтаж», — рассказывает художница.
Она перечислила свои находки только за последний год: «прелестная скульптура» «Кот и повар» и сорока ЛФЗ. «У меня есть киот ХIХ века, пушкинских времен. Он в плохом состоянии, но я его отреставрирую. Бывают прекрасные рисунки. Однажды мне попалась даже литография Мая Митурича, а кто-то из нашей группы находил работы Евгения Чарушина. Случаются находки и покруче. К примеру, с металлобазы привезли бронзовую скульптуру, предположительно Хроноса. Это потрясающая работа музейного уровня», — говорит она. Однажды Дарья подобрала на помойке простенькое блюдечко 50-х годов, расписанное колосками и разместила фото находки на странице группы. Сразу пришло письмо от женщины, мечтающей собрать этот сервиз. Ее бабушка когда-то работала на фарфоровом заводе, где производилась такая посуда. Семья раньше жила в Армении. Когда случилось страшное землетрясение, несколько предметов из сервиза уцелели. Фарфор не разбился, а родственник той женщины погиб под развалинами своего дома. Теперь эти вещи для нее — память о семье, детстве и времени, когда все были живы. То есть вещи, которые одни люди выкидывают как хлам — оказываются необычайно важными для других людей. Дарья подарила ей это блюдечко, после этого возник тег «мои колоски», многие откликнулись и передали той женщине другие сохранившиеся у них предметы из этого сервиза.
Сообщество «енотов» довольно пестрое: возраст участников от 30 до 50 лет, из разных стран по всему миру, 99% с высшим образованием, люди самых разных специальностей, из университетов от МГУ до Стэнфорда и Оксфорда, много психологов, людей из мира кино, лингвистов, медиков, юристов.