Posted 13 августа 2021, 14:32

Published 13 августа 2021, 14:32

Modified 30 марта, 08:29

Updated 30 марта, 08:29

Разлив нефти под Новороссийском: КТК против ученых?

13 августа 2021, 14:32
Экологи сомневаются в достоверности данных о масштабе утечки углеводородов, предоставленных виновником загрязнения — Каспийским трубопроводным консорциумом.

На терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийске 7 августа произошел масштабный разлив нефти в акваторию черного моря. Изначально сама компания оценила количество попавших в воду углеводородов всего в 12 кубометров, а площадь загрязнения — в 200 м². Однако впоследствии данные из Института космических исследований РАН заставили экспертов усомниться в этих цифрах: общая площадь масляных пятен в акватории составляет порядка 80 квадратных километров.

По оценке руководителя программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексея Книжникова, нефтепродуктами загрязнено около 7 километров побережья на участке между Абрау-Дюрсо и Утришским заповедником. Специалисты фонда предположили, что в море попало около 100 тонн топлива.

Как произошло ЧП

По официальным данным, утечка произошла при загрузке через выносное причальное устройство, которое было специально расположено на расстоянии 6 километров от берега. Это стандартный метод заправки, но при закачке нефти на греческий танкер Minerva Symphony что-то случилось — и нефть вылилась в воду.

Несмотря на то, что руководство КТК через несколько дней заявило о проблемах с гидрокомпенсатором из-за заводского брака, которые невозможно было предугадать, эксперты уверены: аварии можно было избежать.

По мнению руководителя Росприроднадзора Светланы Радионовой, причиной стал человеческий фактор. «Авария, которая произошла в эти выходные, достаточно знаковая. Произошла она в результате простых халатных действий, здесь не было сбоя оборудования или нештатной ситуации. Люди просто не проследили за своими прямыми обязанностями и получили фонтан нефти, который бьет посреди акватории Черного моря», — заявила лава ведомства.

Почему мы видим такие расхождения в цифрах?

Интересно, что сообщение об аварии было опубликовано только через два дня после инцидента — 9 августа. В официальном пресс-релизе КТК говорилось, что были выставлены боновые заграждения, задействованы четыре нефтесборные системы и емкости для сбора нефти. То есть разлив был локализован вечером 7 августа, а 8 августа ситуация была «нормализована и не представляла опасности для местного населения, флоры и фауны».

Тем временем, по метеорологическим данным, через 10 часов после инцидента в море начался шторм, и нефтяное пятно унесло от берега. Но даже при этом в прибрежных районах были обнаружены следы загрязнения. Так, сотрудники дельфинария на Большом Утрише под Анапой обнаружили в акватории масляные пятна и приняли все необходимые меры, чтобы спасти животных.

Непогода значительно спутала карты экологам, и уже через день после утечки было невозможно определить, сколько именно нефти попало в море. Например, генеральный директор Каспийского трубопроводного консорциума Николай Горбань отметил, что пятно на снимках из космоса казалось больше, так как, «скорее всего, на этом месте была видна взвесь, которая осталась после прошедших накануне ливневых дождей».

Более того — в КТК сообщили, что огромное пятно на растиражированном в СМИ фото из акватории Черного моря вообще не нефтяное.

Однако сотрудники Института океанологии РАН с этими доводами не согласны. «Учитывая характер пятна на спутниковом снимке, трудно предположить, что это какое-либо естественное природное явление, которое могло бы охватить такую большую акваторию достаточно внезапно, распространяясь от того места в прибрежной зоне, где локализована точка разлива нефти», — отметил кандидат биологических наук, сотрудник Институтаокеанологии Филипп Сапожников.

После анализа всех данных, СКР переквалифицировал уголовное дело, заведенное в связи с разливом нефти, на более тяжелую статью. Теперь руководству компании предстоит отвечать не по ч. 1 ст. 252 УК РФ («Загрязнение морской среды»), а по ч. 2 ст. 252 УК РФ («Загрязнение морской среды, причинившие существенный вред водным биологическим ресурсам и окружающей среде»). В офисах компании уже произведены обыски и выемки документов.

К чему могла привести катастрофа?

На данный момент разлив нефти не представляет угрозы для отдыхающих на черноморских курортах, так как легкая фракция углеводородов уже испарилась, а тяжелая начала оседать. В частности, пробы морской воды, взятые Роспотребнадзором, не выявили превышения концентрации нефти и нефтепродуктов.

Однако, по мнению экспертов, если бы шторм не выгнал разлитое топливо в открытое море, все могло бы пойти иначе. Сейчас определить реальное количество нефти в акватории Черного моря невозможно, но при этом факт поздней публикации данных об инциденте, а также противоречивые мнения научного и экспертного сообществ вызывают множество вопросов. Версия с неисправностью гидрокомпенсатора еще проверяется, и остается лишь надеяться, что реальные масштабы катастрофы, а также ее причины выяснятся в процессе расследования.

Тем временем журналисты РенТВ отмечают, что отгрузка нефти на терминале продолжается. Ждать ли повторения катастрофы — и в каких масштабах?

Глеб Иванов

Подпишитесь