Posted 11 июня 2021, 19:35
Published 11 июня 2021, 19:35
Modified 30 марта, 09:46
Updated 30 марта, 09:46
На минувшей неделе основные околополитические слухи вращались вокруг темы предстоящих парламентских выборов. Однако в новостную повестку неожиданно ворвались еще два события — публикация расследования, согласно которому писатель Дмитрий Быков был отравлен спецслужбами и известие об аресте в Швейцарии, куда 16 июня полетит Владимир Путин, бизнесмена, тесно сотрудничавшего с кремлевской администрацией.
В Кремле никак не закончатся споры о том, кто должен возглавить избирательный список «Единой России» на сентябрьских парламентских выборах. В ответ на появившийся слух о том, что это снова может быть единолично Дмитрий Медведев (хотя он уже не занимает ни пост президента, ни премьер-министра) мгновенно возникли контрслухи.
Согласно им, «главных лиц» у правящей партии на выборах будет все же несколько. Во главе списка встанут как минимум три человека, а не один, как долгое время ранее. Однако конкретные фамилии ни запустившие этот слух источники в Кремле, ни сотрудники аппарата «Единой России» назвать пока не могут (или не хотят), хотя до официального старта предвыборной кампании остаются считаные дни — как ожидается, уже на следующей неделе президент подпишет указ о назначении даты выборов.
Как говорят, Медведев — единственный, кто рвется стать во главе партийного списка. Мол, он опасается, что на нынешней должности замглавы Совбеза РФ его совсем забудет население, а главное, бюрократия. Тем более что реальным руководителем Совбеза остается секретарь этого «современного Политбюро» Николай Патрушев.
Все остальные представители правящего класса из числа «тяжеловесов» не горят желанием, чтобы их фамилии ассоциировались с партией, чей рейтинг среди россиян, скажем так, оставляет желать лучшего. Медведеву же терять нечего. Его собственный антирейтинг по данным ВЦИОМ составляет 66,6%.
А вот кремлевским администраторам, перед которыми стоит задача обеспечить «Единой России» конституционное большинство, причем максимально законными методами, вряд ли хочется этот антирейтинг вешать на партию власти дополнительным грузом. Поэтому и появилась идея вернуться к схеме 2003 года, когда ЕР только оформилась в нынешнем виде. Тогда на выборы ее вела «первая тройка» в таком составе: Борис Грызлов, Сергей Шойгу, Юрий Лужков.
Естественно, 19 лет спустя это будут уже другие люди. Лужкова нет среди живых, а его преемника Сергея Собянина Кремль на это место вряд ли пустит, даже если тот сам попросится. Он человек влиятельный — а вдруг перехватит контроль над партией? Тогда и чиновничество может поверить, что он и станет когда-нибудь в далеком будущем преемником Владимира Путина.
Шойгу слишком занят на чрезвычайно ответственном посту министра обороны. Грызлов и сейчас формально остается в «Единой России» большим начальником, но если замерить его антирейтинг, то он может оказаться даже еще больше, чем у Медведева.
Как же решить проблему? Ходят слухи, что самый простой способ — все же включить в тройку Медведева, но в непривычном окружении. Добавив к нему не важных политиков, а просто популярных в народе людей. Здесь подходят артисты, врачи, общественники — молодые и красивые. Они отлично оттенят бывшего президента. Частью избирателей такой предвыборный ход даже может быть воспринят как намек на предстоящие позитивные перемены в стране.
Журналисты-расследователи утверждают, что те же сотрудники ФСБ, которых ранее обвиняли в отравлении оппозиционера Алексея Навального, могли быть причастны и к отравлению известного писателя Дмитрия Быкова, в прошлом довольно активно участвовавшего в политической деятельности. Его передвижения якобы отслеживали в течение целого года.
Зачем Кремлю могло понадобиться так жестко избавляться от этого критически настроенного интеллигента, журналисты-расследователи не сообщили. Но ходят слухи, что в неких проскрипционных реестрах, которые якобы составляют в последние годы против гражданских активистов и оппозиции, в том числе, во властных кабинетах, Дмитрий Быков и правда стабильно занимает место в самом верху.
Неожиданно стало известно, что власти Швейцарии еще в марте задержали и готовят к выдаче в США россиянина Владислава Клюшина. Этого бизнесмена обвиняют в инсайдерской торговле. Но в России сразу пошли слухи о том, что его беды напрямую связаны с плотным сотрудничеством с Кремлем. Именно компания Клюшина с 2016 года выступала поставщиком для администрации президента услуг по мониторингу соцсетей, который велся при помощи специально созданной программы «Катюша».
Тогда новые поставщики Кремля сумели оттеснить «Медиалогию». Эта компания много лет представляла администрации президента подобные услуги, но в конкурсе в 2016 году не смогла поучаствовать якобы потому, что на тот момент среди ее собственников обнаружились офшорные компании. В итоге «Медиалогию» сняли с конкурса по рекомендации или требованию ФСБ. Ну и, естественно, у многих тогда родилось предположение, что новый поставщик услуг со спецслужбами живет гораздо дружнее.
Теперь «рассекречивание» задержания Клюшина начинают увязывать с предстоящим 16 июня саммитом Владимира Путина и его американского коллеги Джо Байдена в Женеве. Якобы это может быть способом косвенного давления со стороны США с целью усилить переговорные позиции Байдена. Российский бизнесмен якобы может даже выступить в роли заложника — в зависимости от итогов встречи его либо экстрадируют, либо разрешат вернуться домой.
Сторонники этой версии говорят, что многомесячное молчание российских официальных лиц по поводу задержания Клюшина и его возможной выдачи в Соединенные Штаты такое предположение только подтверждает.
Впрочем, с учетом масштабов ожиданий от встречи в Женеве, что бы с Клюшиным в итоге ни случилось, это событие точно затеряется в лавине слухов, которая последует за переговорами Путина и Байдена.
Иван Преображенский