Posted 9 июня 2021, 12:58
Published 9 июня 2021, 12:58
Modified 30 марта 2024, 09:46
Updated 30 марта 2024, 09:46
В группе отравителей писателя Дмитрия Быкова оказались сотрудники ФСБ из НИИ-2 и Второй службы. Об этом сообщает «Дождь» со ссылкой на материалы совместного расследования The Insider и Bellingcat. Как уточняют расследователи, эти же сотрудники были причастны к покушению на оппозиционера Алексея Навального и журналиста Владимира Кара-Мурзу.
Авторы расследования указывают, что сотрудники ФСБ начали следить за Быковым как минимум за год до отравления.
Так, весной 2018 года писатель летал из Москвы в Уфу, где читал лекцию. Согласно материалам расследования, вместе с ним тогда летели офицеры Второй службы ФСБ Владимир Паняев, который был с паспортом на свое имя, и Валерий Сухарев с паспортом на имя Николай Горохов.
Попытка отравления Дмитрия Быкова произошла 13 апреля 2019 года в Новосибирске. Там писатель читал текст в рамках тотального диктанта. Как утверждают расследователи, в городе уже находились офицер Паняев и сотрудник Института криминалистики ФСБ (НИИ-2 ФСБ) Иван Осипов.
Тотальный диктант проходил 13 апреля в кинотеатре «Победа», куда писатель отправился спустя несколько часов после заселения в номер. По мнению расследователей, «спокойствия отравителям мог придавать тот факт, что диктант транслировался в прямом эфире». Таким образом, они могли легко убедиться, что номер пуст и Быков с супругой находятся в зале.
Авторы расследования предположили, что яд был нанесен на одежду Быкова, когда того не было в гостинице. В следующие два дня — 14 и 15 апреля — писатель, по мнению журналистов, не надевал ту одежду, на которую был нанесен яд, и чувствовал себя нормально.
14 апреля он провел в Новосибирске, на следующий день писатель с женой вылетели в Екатеринбург, откуда на следующий день отправились в Уфу. Утром 16 апреля, по мнению расследователей, Быков и надел ту самую одежду. Писателю стало плохо в самолете перед взлетом в Уфу.
Как отмечается, у него были симптомы, схожие с теми, что были у Навального. После госпитализации Быкова ввели в искусственную кому, а затем перевезли в московскую больницу.
Он пришел в сознание 21 апреля. Позднее он называл случившееся с ним отравлением.
Комментируя расследование The Insider и Bellingcat, Быков признался, что ему обидно, что предполагаемые отравители решили нанести яд в «его любимом городе» Новосибирске.
«Эти люди выбрали мой любимый город, и это обидно», — сказал он «Тайге.инфо».
Напомним, что журналиста Владимира Кара-Мурзу-младшего в 2015 и 2017 годах госпитализировали в Москве с симптомами отравления неизвестным веществом. В феврале 2021 года он подал заявление в Следственный комитет РФ с требованием возбудить уголовное дело о покушении на него.
Состояние Алексея Навального резко ухудшилось 20 августа 2020 года при перелете из Томска в Москву. Пилот экстренно посадил лайнер в Омске, где оппозиционера госпитализировали в местную больницу. Омские врачи не нашли в его организме отравляющих веществ. 22 августа пациент был перевезен в немецкую клинику «Шарите», где диагноз об отравлении боевым веществом, разработанным на территории России, подтвердился. Позднее три лаборатории: германская, французская и шведская, подтвердили, что в отношении оппозиционного политика был применен «Новичок».
Москва, однако, до сих пор отказывается от возбуждения уголовного дела об отравлении Навального, заявляя, что не видит этому доказательств.
17 января Навальный вернулся в Россию. В аэропорту он был задержан, по решению суда имевшийся у него условный срок по делу «Ив Роше» был заменен на реальный. Сейчас политик находится в ИК № 2 в Покрове.
Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и университета Хельсинки Владимир Гельман в беседе с «Росбалтом» отмечал, что «в России такие события происходят достаточно регулярно». По его словам, трудно судить, какую цель преследовали эти действия: физически устранить деятеля оппозиции или просто напугать.