Posted 14 мая 2021, 10:01
Published 14 мая 2021, 10:01
Modified 30 марта, 11:44
Updated 30 марта, 11:44
Одной из самых острых проблем Оренбургской области остается качество государственного управления, полагают местные политики и журналисты. Федеральные субсидии в прошлом году превысили 45 миллиардов рублей, однако за четыре месяца нынешнего года населенные пункты оставались без отопления и водоснабжения, разрушаются мосты и дороги общего пользования. В двух авариях на производстве погибли рабочие заводов. Целеполагание и качество расходования бюджетных средств уже в следующем месяце станут предметом изучения Счетной палаты РФ.
Минувший год стал для Оренбургской области периодом рекордов финансовой помощи, поступившей из федерального центра. Под коронавирусным предлогом в регион поступили более 45 миллиардов рублей. Благодаря вниманию Москвы рекордными стали расходы на развитие коммунального хозяйства, в частности на дороги областного центра. При этом есть огромные вопросы к качеству управления финансами и отбора подрядчиков по контрактам. Обоснованность этих вопросов стала очевидна уже нынешней весной, когда стало понятно, что огромные вливания не привели к улучшению дорожного хозяйства Оренбурга. Сам губернатор региона Денис Паслер признал, что ремонт не позволил решить проблему качества транспортных магистралей.
При этом дороги стали не единственной сферой коммунального хозяйства, проблемы в которой вызывали нарекания как региональных, так федеральных средств массовой информации. В феврале громко обсуждалось ЧП на газопроводе в Илекском районе, в результате которого сразу несколько населенных пунктов остались без отопления в 40-градусные морозы. В этот раз обошлось без человеческих жертв, но авария стала неприятным сигналом. Первый день апреля принес коммунальную аварию в Новотроицке, в результате которой город на несколько дней остался без водоснабжения. По сообщениям проправительственных информационных ресурсов региона, аварию устранили, оборудование заменили. Но уже спустя две недели там ЧП повторилось из-за очередной аварии.
Одними коммунальными проблемами в Оренбургской области дело не ограничивается. В апреле взрыв на Сорочинском маслоэкстракционном заводе унес жизнь одного работника предприятия. А на несколько дней ранее на Медногорском медно-серном комбинате в медеплавильном цехе произошло обрушение бункера, в результате которого погиб загрузчик шихты. Похороны рабочего переросли в стихийный митинг, на котором предъявлялись претензии к состоянию оборудования завода, а также невнимательности собственников завода (холдинг УГМК) и региональных властей к условиям работы.
Последним на сегодня ЧП стало обрушение в ходе ремонтных работ моста в Октябрьском районе, в результате чего пострадали четверо рабочих. Уголовное дело, возбужденное по факту происшествия, взял на контроль лично руководитель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.
Главным объединяющим фактором у всех этих событий является отсутствие первых лиц региона на месте аварий в ходе ликвидации последствий, утверждают местные эксперты. Во время ЧП в Илеке губернатор находился за пределами региона и появился в области спустя неделю. Авария в Новотроицке стала единственной, последствия которой устранялись под руководством Паслера, что, впрочем, не уберегло от повторения ЧП. На промышленных предприятиях никто из первых лиц регионе не появился, а аварию на мосту в Октябрьском районе даже комментировала только пресс-служба. Эти свидетельства говорят о полном невнимании руководства области к текущим проблемам.
В результате качество управления регионом теперь будут оценивать силовые и контрольные структуры федерального масштаба. Следственный комитет расследует дело об обрушении моста, прокуратура держит на контроле расследование причин аварий в Медногорске и Сорочинске. Однако самыми интересными могут стать результаты проверки Счетной палаты РФ, которая должна пройти в регионе в июне нынешнего года. Предметом изучения подчиненных Алексея Кудрина станет реализация в Оренбургской области национального проекта «Безопасные и качественные дороги».
У аудиторов Счетной палаты в ходе проверки будет много работы. Расходование средств на транспортные магистрали области, а особенно в Оренбурге и Орске, вызывает нарекания со стороны средств массовой информации и жителей. Это с учетом того, что в прошлом году только на оренбургские городские дороги были выделены рекордные 3 миллиарда рублей. Таких средств город не видел никогда. При этом очевидно стало, что рационально использовать открывшиеся возможности городские власти не могут. В частности, практически все дорожные контракты «отторговывались» без проектов работ, конкретные схемы готовились уже победителями торгов. Это уже стало предметом пристального изучения прокуратуры областного центра, по фактам нарушения законодательства было возбуждено уголовное дело о нецелевом расходовании 12,4 млн рублей по национальному проекту БКД. На сегодня информации о расследовании в публичной плоскости нет. Административные же дела в отношении руководителей дорожной отрасли города исчисляются десятками, только руководителю УСДХ администрации Оренбурга Дине Байгеловой вынесено более 10 административных штрафов.
Совместное исследование различными контролирующими структурами управленческих практик Оренбургской области может дать ответ на вопрос, почему при рекордных вливаниях из федерального центра качество жизни в регионе не улучшается. И эти ответы могут отразиться как на перспективах региональных администраторов, так и на электоральном процессе в регионе в целом.