Posted 22 апреля 2021, 08:07
Published 22 апреля 2021, 08:07
Modified 30 марта, 11:52
Updated 30 марта, 11:52
Если взять всю площадь поражения после катастрофы на ЧАЭС за сто процентов, то, как утверждают эксперты, «опыление» радиоактивностью распределилось примерно так: Россия — 30, Белоруссия — 23, Украина — 19, Финляндия — 5, Швеция — 4,5, Норвегия — 3,1, Австрия — 2,5 процента. Чернобыль накрыл 16 областей России — на «грязных» территориях проживает около 1,5 млн человек. Больше всего до сих пор поражена Брянская область. Что сегодня происходит на ее землях, как выживают люди, «Росбалту» рассказала депутат Брянской областной думы трех созывов (1999–2014 гг.), член экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Брянской области кандидат химических наук Людмила Комогорцева.
— Людмила Кимовна, правительство России в течение последних десятилетий несколько раз пыталось закрыть тему чернобыльских жертв, сокращая перечни населенных пунктов в опасных зонах, урезая и так мизерные льготы, вводя в оборот все еще фонящие земли. В каком состоянии пребывает сейчас чернобыльский вопрос на просторах Брянщины?
— Последняя попытка властей «наладить» жизнь людей в чернобыльских зонах относится к октябрю 2015 года.
Тогда оно приняло постановление № 1074 и к нему — «Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Он коснулся всей российской «чернобыльской» территории. Из зон радиоактивного загрязнения было выведено 558 населенных пунктов, включая 228 — в нашей области. Был понижен радиационный статус для 383 городов и весей, и 182 из них у нас.
Сейчас на «грязных» территориях области проживают 306300 человек — почти 26 процентов от численности жителей. В зоне отселения — семь с половиной тысяч человек, в зонах проживания с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом — почти по 147000. Все они в течение 35 лет подвергаются малым дозам радиации.
— Чтобы принять решение, что «грязная» территория стала «чистой», и на этом основании лишить жителей чернобыльских «гробовых» и иных льгот, для расчета средней накопленной эффективной дозы у жителей необходимо использовать среднюю плотность загрязнения почвы цезием-137, стронцием-90 и изотопами плутония. В идеале, для каждого поселения должны приводиться пробы грунта с 1986 года и по сей день. Это колоссальная работа. Как с этим обстоят дела на брянских просторах?
— Это самый важный вопрос для справедливого принятия решения. К 35-летию печальной даты наш экспертный совет при Уполномоченном по правам человека обнародовал доклад «Соблюдение прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС. Право на благоприятную окружающую среду». В нем указывается, что данные о плотности загрязнения почв радионуклидами есть не по всем населенным пунктам. Прежде всего, это касается зоны отчуждения: нет статистики в отношении загрязнения поселений Барсуки, Прогресс, Нижняя мельница и Князевщина. То же касается и зоны отселения — не по всем городам и весям есть данные по стронцию и плутонию.
— То есть получается, что забота «партии и правительства» о снижении радиационного статуса многих сел имеет политико-экономический характер? Ведь людям урезали ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с 21 до 14 дней, уменьшили так называемые «гробовые» и социальные пособия, а также — по уходу за детьми до трех лет, сократили пенсионный коэффициент и увеличили на пять лет пенсионный возраст.
— Да, вот, например, под эту «гребенку» попал Новозыбков с населением более сорока тысяч. Самый «грязный» в Брянской области. Если просто в цифрах, то он из «зоны отселения» (загрязнения от 15 до 40 кюри на квадратный километр) превратился в «зону с правом на отселение» (загрязнения от 5 до 15 кюри). Однако в Новозыбкове определяются места с уровнем выше 57 кюри на квадратный километр. А это больше показателей зоны отчуждения, то есть людей надо выселять, если загрязнение выше 40 кюри. И подобное происходит не только с Новозыбковом, но и в других местах. Люди знают об этом и, конечно, выражают недовольство.
— А что происходит сейчас на радиационных сельскохозяйственных угодьях? Ведь известно, в частности, что на полях Брянщины пасется поголовье одного из самых активно продвигаемых и рекламируемых агрохолдингов.
— Плотность загрязнения радиоцезием выше одного кюри на квадратный километр составила у нас более 760 тысяч гектаров. А в среднем — до 18 кюри на квадратный километр. Сейчас, согласно данным федерального учреждения «Брянсагрохимрадиология», 352 тысячи гектаров (больше 21 процента) относятся к загрязненным (выше 37 килобеккерелей на квадратный метр). Больше сотни тысяч гектаров загрязнены до 200 килобеккерелей. Даже и через 35 лет превышение уровней загрязнения на сельскохозяйственных угодьях составляет 37 раз, а по юго-западным районам — более чем 102 раза. Очищение почв, то есть переход из «грязных» в «чистые», составляет всего 254 тысячи гектаров. Вот на них уже снова пашут и сеют. И уверяют нас, что все хорошо.
— Однако в экспертном докладе по Брянской области нет ни слова о самом грозном на сегодняшний день радионуклиде америции-241. Прошло 35 лет, и большая часть плутония-241 уже превратилась в америций-241. На пораженных территориях наступает второй пик радиационного ада: новый изотоп в желудке становится маленьким ядерным реактором. Но власть об этом в рот воды набрала.
— Да, исторически так сложилось, что основным врагом для человека и для сельского хозяйства был установлен цезий-137, ну, еще стронций-90 и плутоний-241. Хотя из «горла» реактора вылетело около 200 разных нуклидов, и некоторые будут влиять на человечество десятки тысяч лет.
Дозиметрические исследования населения, в частности, в зоне отселения, не содержат исчерпывающих данных о накопленных дозах внешнего облучения. Поэтому невозможно при неполной и недостоверной информации обеспечить экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также охрану здоровья. При этом в Национальном радиационно-эпидемиологическом регистре зарегистрировано 151205 человек из нашей области. В 2020-м из их числа умерли почти две тысячи.
— По данным брянского ЗАГСА, смертность в области превалирует над рождаемостью почти в два раза. А в самых пораженных местах разница еще выше. Это Новозыбков, Клинцы, а также Красногорский, Клинцовский, Климовский, Дятьковский районы.
— Наибольшая смертность у нас — среди граждан в зоне с правом на отселение и в зоне отселения. Радиация — главная причина высоких показателей заболеваемости и смертности от онкологии. Значительно превышен уровень заболеваемости детей из «грязных» зон по сравнению с «чистыми». Немного утомлю цифрами, но это важно: по заболеваниям крови и кроветворных органов — больше чем на 33 процента, эндокринным — почти на 66, болезням нервной системы — на 25, органов пищеварения — на 63 процента.
С 2003 года оценивается здоровье потомков (дети и внуки, рожденные от облученных родителей). В 2015-м было впервые зарегистрировано 233 случая врожденных аномалий у 32788 детей из радиоактивных районов и 180 новообразований. Чернобыль продолжает смертельную жатву.
Беседовала Алла Ярошинская