Posted 5 марта 2021, 14:59
Published 5 марта 2021, 14:59
Modified 30 марта, 12:11
Updated 30 марта, 12:11
Лондон уговаривает Вашингтон применить против России самые строгие санкционные меры, допустимые законодательством Соединенных Штатов. Это уже не просто слухи, которые ходят в Москве, но «слив», который публикует информационное агентство Bloomberg. При этом предыдущий пакет санкций «за Навального», одобренный США и Евросоюзом, вызвал у российского руководства лишь вздох облегчения и презрительные насмешки.
Решение Запада ввести санкции против действующих силовиков, которым законодательство в самой России и без того запрещает иметь имущество и счета за границей, нельзя назвать иначе, чем абсолютно символической мерой. Даже если у попавших под санкции и есть какая-то собственность за границей, она давно уже переписана на офшоры, трасты и просто третьих лиц. И если даже удастся выявить это имущество, то правовым способом доказать, что оно принадлежит подсанкционным российским силовикам — дело почти неподъемное.
Другое дело, дальнейшие санкции за применение химического оружия, о которых сейчас зашла речь. Разумеется, обсуждаются и персональные санкции против ближайшего окружения Владимира Путина из числа крупнейших российских бизнесменов. К этому, надо напомнить, призывали Запад оппозиционер Алексей Навальный и его соратники. Такие санкции — неприятная мера для конкретных людей.
Но слухи ходят про возможность более мощной атаки на Россию — в первую очередь, про ее отключение от системы международных платежей SWIFT и ударе по государственным долговым обязательствам. Кстати, как раз после недавнего введения санкций российских облигаций иностранцами было куплено больше, чем на миллиард долларов.
Неудивительно, что угрозу введения санкций против госдолга России прокомментировал пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. По его словам, это «безумные» рассуждения и в такое развитие событий он не верит. Что, разумеется, многих навело на мысль, что Кремль реально боится такой меры давления, а значит исключать ее и правда нельзя. Другие, впрочем, отмечают, что Россия активно поддерживает США, покупая их долговые обязательства, и такой удар якобы приведет к разбалансировке всей мировой экономической системы, вызвав чуть ли не ее обвал.
Впрочем, пока у Кремля есть время. Как уже было со Скрипалями, России дано три месяца, чтобы признать наличие химического оружия. Пока тот же Песков говорит, что его в стране вообще нет. И вряд ли российские власти решат отказаться от этих утверждений. Но все же, если какие-то переговоры на эту тему начнутся, если будут хотя бы формально допущены инспекторы ОЗХО для проверки возможных центров производства химоружия, то о серьезных санкциях (не персональных, а секторальных) точно можно будет забыть на долгое время.
В противном случае как раз к лету, когда на финишную прямую выйдет парламентская избирательная кампания, экономика России может получить очень болезненный удар. Тем более, что избиратели уже чувствуют на себе и другие серьезные проблемы.
В России наблюдается стремительный весенний рост цен на продовольствие. Если адекватные меры не будут приняты, ко второй половине года полки в магазинах могут опустеть. Все те же западные СМИ, включая агентство Bloomberg сигнализируют Кремлю, что у него есть еще одна проблема, помимо возможных санкций. И все тот же Дмитрий Песков отвечает на эти слухи, уверяя, что с продовольствием в стране все в порядке, а роста цен власти не наблюдают.
Между тем рост цен был запрограммирован еще в конце 2020 года, когда Владимир Путин внезапно озаботился стоимостью мучных изделий, растительного масла и сахара. Правительство в ответ спешно попыталось зафиксировать цены административными методами, невзирая на предостережения экспертов. Например, глава Центробанка Эльвира Набиуллина предупреждала, что такие действия наверняка приведет скачку цен весной. Что в итоге и получилось.
Хуже всего, что коронакризис нанес серьезный удар по мировому аграрному сектору. Производство продовольствия снизилось, к тому же прошлый год был, мягко говоря, не самый урожайный. В результате цены на продукты растут повсеместно. В ЕС, где в прошлые годы бывала и дефляция, еда теперь тоже дорожает. Инфляция, сопровождающаяся дефицитом продовольствия, наблюдается, например, в Турции. По этому поводу звучат опасения, что внутренний российский кризис накладывается на мировой, а это обычно дает ускоренный и усиленный эффект.
Теперь многие верят, что если власти не напрягутся, то страну ждет тотальный дефицит. Владимир Путин якобы уже в курсе, и потому-то все ближе к реальности слух о том, что власти хотят повсеместно ввести продовольственные сертификаты для малоимущих, по образцу отдельных регионов, например, Москвы, где уже много лет оказывается адресная помощь пенсионерам.
Как всегда, есть и конспирологическая версия происходящего, согласно которой власти не просто в курсе угрозы голода, но сами ее и организовали. Якобы они хотят напугать население, списать все на международные санкции, а потом окончательно «приручить» людей бесплатными подачками. Все это с целью загнать людей на выборы, фактически обменяв продовольственные сертификаты на нужную отметку в бюллетенях для голосования. Такая версия, конечно, выглядит абсурдной — и даже не потому, что российские власти на такое неспособны. Может, и да, но уж больно рискованная тогда получается игра.
Надо отдать должное конспирологам — сложа руки они не сидят. Помимо угрозы голода, появился еще один яркий слух — о том, что к осени в России должны поменять еще и правительство во главе Михаилом Мишустиным, потому что он, мол, слишком активно себя пиарит. Похоже, чем ближе к выборам, тем интенсивнее нас будут пытаться удивлять и запугивать с целью переключить внимание в нужную сторону.
Иван Преображенский