Posted 16 февраля 2021, 09:02
Published 16 февраля 2021, 09:02
Modified 30 марта, 12:19
Updated 30 марта, 12:19
Генпрокуратура продолжает усиливать контроль за расходованием средств по госзакупкам, и это может вызвать кадровые изменения в самом надзорном ведомстве на региональном уровне. В частности, в оренбургских соцсетях обсуждается возможность скорых перестановок в региональных структурах федеральных ведомств, и в частности ухода со своего поста заместителя областного прокурора Андрея Вязикова.
С конца августа прошлого года Вязиков занимал должность и. о. областного прокурора, но, как и его предшественник на этом посту также в ранге и. о. Алексей Волков, не удержался в кресле, как полагают местные наблюдатели, из-за излишней лояльности областным властям. Волков ранее лишился своего статуса по решению генерального прокурора Игоря Краснова.
Летом прокуратура Оренбурга провела проверку, которая показала, что 9 порубочных билетов были выданы с нарушением регламента, а также решения по вырубке принимались лицами, которые этого делать не уполномочены. Кроме того, прокуратура нашла систематические нарушения в оценке ущерба от вырубки каждого дерева. В адрес главы Оренбурга было направлено представление городского прокурора.
Фигурантом уголовного дела по статье «незаконная рубка лесных насаждений» могла стать вице-мэр Оренбурга по ЖКХ Татьяна Малышева, однако дело долго не возбуждали из-за позиции областной прокуратуры. Нежелание давать ему ход связывали с вмешательством губернатора и и. о. областного прокурора Волкова. Возможно, именно эта скандальная история и привела к его отставке.
Когда Вязиков 22 августа сменил Волкова на посту и. о. областного прокурора, ситуация с этим делом мало изменилась. Источники в области говорят, что «дело о вырубке деревьев» перевозбудили только после личного звонка заместителя генерального прокурора Анатолия Разинкина в прокуратуру области. Скандал постепенно сошел на нет, а с возбужденным делом до сих пор нет никакой ясности. По мнению наблюдателей, стремление Вязикова усидеть на двух стульях может только вызывать раздражение как в прокуратуре, так и в администрации губернатора.
При назначении исполняющим обязанности Вязиков, как сообщалось, получил недвусмысленные инструкции от федерального руководства, которым он вначале следовал. Печальная ситуация в экономике и социальной сфере Оренбуржья давно беспокоит федеральные власти. Ранее генпрокурор Краснов призвал своих сотрудников на местах обратить самое пристальное внимание на закупки стоимостью свыше 1 млрд рублей. Генпрокурор поставил задачу выявлять факты откатов, хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний с использованием различных противоправных схем.
Первым шагом Вязикова по реализации замысла Генпрокуратуры стали запросы в прокуратуры Оренбурга, Орска и Соль-Илецка по приостановленным делам за последний год, особенно если это касалось проверок по исполнению контрактов в рамках национальных проектов.
Прокуратура области тогда провела сразу два совещания: одно по организации питания в образовательных организациях Оренбурга, второе по реализации проекта «Здравоохранение» в Оренбургской области и расходованию целевых федеральных средств.
Однако на этом все и закончилось. А потом произошло событие, после которого к Вязикову в Генпрокуратуре не могли не появиться вопросы. Вместо координации борьбы с преступностью в сфере закупок в ноябре прошлого года он, как полагают наблюдатели, активно включился в конфликт городской прокуратуры с администрациями города и области, причем на стороне последних.
Мэр Оренбурга Владимир Ильиных переехал за руководителем региона из Свердловской области и считается одним из главных членов его команды. В начале ноября Ильиных написал письмо губернатору Паслеру, в котором пожаловался на городских прокуроров, которые, по словам мэра, постоянно инициируют проверки, парализуя работу администрации — за неполный 2020 год случилось 1540 прокурорских проверок. Аналогичное письмо Ильиных отправил и на имя Вязикова, и областное ведомство буквально на следующий день назначило проверку. Вязикова тогда обвиняли в том, что он встал на те же грабли лояльности губернатору, что и его предшественник.
Лояльность Вязикова могла быть обусловлена получением в будущем высоких должностей в аппарате губернатора, полагают наблюдатели. Источник в регионе предположил, что Андрею Павловичу могли пообещать портфель заместителя руководителя аппарата главы региона.
В декабре комитет Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и госстроительству по представлению генерального прокурора РФ Игоря Краснова утвердил на должность прокурора Оренбургской области Руслана Медведева, на которого возлагались большие надежды. Известно, что Руслан Медведев в свою бытность прокурором Амурской области инициировал принятие поправок в региональный закон «О статусе депутата», согласно которому депутатам запретили брать в помощники родственников. Он мог бы начать борьбу против клановости в оренбургской политике. Строительством дорог в Оренбуржье заведует руководитель ГУП «Оренбургремдорстрой» Виталий Шумских, за промышленность и экологию отвечает Александр Самбурский, а социальной сферой и медициной руководит вице-губернатор Татьяна Савинова. Как и мэр Оренбурга Владимир Ильиных, — это члены свердловской команды губернатора Паслера.
Однако управление прокуратурой области также оказалось для Медведева непростой задачей, отмечают наблюдатели. Особенно учитывая кадровое наследие в виде не растерявшего свое влияние в области Андрея Вязикова, который остался замом Медведева, курируя в областной прокуратуре все следствие.
В настоящее время в Оренбуржье разворачивается новый скандал, связанный с уголовным делом, заведенным на бывшего вице-губернатора по внутренней политике Оренбургской области Веру Баширову. По инициативе областной прокуратуры это дело тоже спускают на тормозах, говорят местные наблюдатели.
Все эти факты, по их мнению, не добавляют очков к репутации нового прокурора области. И отставка Вязикова, возможность которой обсуждается в региональных соцсетях, в создавшейся ситуации способна не только улучшить имидж надзорного органа. Ведь задача, поставленная генпрокурором, требует от его подчиненных в регионах самостоятельной и независимой от администраций позиции.