Posted 23 декабря 2020, 12:03
Published 23 декабря 2020, 12:03
Modified 30 марта, 12:41
Updated 30 марта, 12:41
После того, как Владимир Путин подписал принятый недавно Госдумой федеральный закон о Государственном совете и утвердил его новый состав, этот орган окончательно стал частью «единой системы публичной власти» Российской Федерации. До этого поправка о Госсовете была, в числе множества других, внесена в Конституцию РФ по итогам всероссийского голосования 1 июля 2020.
Однако истинное назначение этого теперь уже «государственного конституционного органа» все еще не до конца ясно. С одной стороны, судя по тому, что о нем написано в соответствующем законе, он, как и раньше, остается совещательным органом. С другой, в ходе его заседаний будут обсуждаться «основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации».
Больше того, в законе о Госсовете говорится, что возглавляющий его сегодня президент в любой момент может возложить на него любые «иные задачи, имеющие важное государственное значение».
О том, зачем российской государственной машине «пятое колесо», и не является ли Госсовет прообразом одного из будущих «запасных аэродромов» Владимира Путина, когда в 2036 году его возможности переизбраться на высший должностной пост, согласно последней редакции Конституции, будут исчерпаны, обозреватель «Росбалта» поговорил с политическими экспертами.
«Думаю, что Госсовет действительно создается сейчас как один из возможных будущих запасных аэродромов для Владимира Путина после 2036 года. Смысл и назначение его — в создании очередного института власти. Это одна из его позиций, один из его политических ресурсов на отдаленную перспективу.
С одной стороны, политическая система Российской Федерации сегодня зацементирована, однако при небольшой корректировке в будущем ничто и никто не мешает Путину использовать такие формально совещательные институты, как Госсовет, в качестве органов, стоящих над всеми ветвями российской власти».
«Вариант с тем, что Путин станет главой всесильного Госсовета, рассматривался при подготовке к проведению всероссийского голосования по поправкам к Конституции 2020 года, но был отвергнут. Сейчас, я полагаю, что этот поезд ушел. По действующей Конституции Государственный совет должен возглавлять президент России. Поэтому, если он перестанет им быть, то возглавлять его не сможет. Для этого пришлось бы снова вносить поправки в Конституцию, и овчинка, в этом случае, не будет стоить выделки.
Я полагаю, что вся история с поправками к Конституции завершилась тем, что Владимир Путин решил не занимать никаких символических позиций, не становиться по аналогии с казахстанским руководителем елбасы (лидер нации, официальный титул бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, — «Росбалт»), а продолжать оставаться президентом.
Если Путин когда-то станет искать другие «запасные аэродромы», то он их вероятно найдет, но эта история с Госсоветом закончилась».
«В начале 2020 года идея с Госсоветом, обладающим расширенными полномочиями, вероятно рассматривалась, но с ней как-то не вышло. В марте этого года Владимир Путин высказался против двоевластия в стране. Сейчас глава Госсовета — это президент. Для России слово «двоевластие» вообще довольно страшноватое. Закон, конечно, можно откорректировать, но пока этого нет.
Кроме того, из Москвы сейчас будут внимательно наблюдать за тем, что получится в Казахстане, где есть и формальный президент Токаев, и одновременно нацлидер — елбасы Назарбаев.
У нашей элиты еще в 2007 году были идеи преподнести Владимиру Путину титул «национального лидера». На каких-то этапах, если возникнет вопрос о преемнике, подобное может возобновиться. Но на сегодняшний момент Государственный совет остается законосовещательным органом по преимуществу региональных лидеров. Поэтому, если в повестке дня все-таки снова встанет вопрос о преемнике, то конструкции могут быть разные».
Александр Желенин