Posted 18 декабря 2020, 16:35
Published 18 декабря 2020, 16:35
Modified 30 марта, 12:43
Updated 30 марта, 12:43
Интерес к главному кремлевскому шоу года с участием приглашенных и «одобренных» пресс-службой журналистов продолжает снижаться. Перейдя фактически в онлайн-режим, когда глава государства общается с представителями медиа из своего ново-огаревского «бункера», этот формат стал еще менее интересным, потому что утратилась живость момента. А именно — возможность в прямом смысле слова докричаться или домахаться до российского президента флажком или шарфиком. Кстати, это был последний формат, который позволял несанкционированно, без контроля со стороны пресс-службы, задать какой-то вопрос президенту.
Это говорит в пользу версии, что Владимир Путин оказался фактически в информационной изоляции. Как известно, российский президент никогда не был активным интернет-пользователем, который бы регулярно читал, в том числе, независимые (а тем более, зарубежные) медиа. Теперь обратная связь с ним окончательно оборвана. И это усиливает слухи о росте влияния тех, кто в Кремле отвечает за «папочки» для президента — главный канал, при помощи которого заинтересованные лица могут изложить первому лицу свою версию событий. Каких, в данном случае, неважно, потому что это в равной степени касается международной политики, экономики или, например, подробностей подготовки к выборам в Госдуму 2021 года.
Есть слухи, что «информационный пузырь», возникший вокруг президента, объясняет резкий рост числа расследований и утечек компромата, касающихся ближайшего окружения Владимира Путина. До него теперь легче довести такие публикации в нужном виде, и компромат внезапно начинает играть существенную роль в балансе сил во власти. Но не в том смысле, как думают многие обыватели. Наоборот, информационная атака позволяет «пострадавшему» получить поддержку от президента, своего рода индульгенцию.
Ведь известно, что Владимир Путин «своих не сдает», как это показал в очередной раз его ответ на вопрос о капиталах и собственности за рубежом Кирилла Шамалова, вероятного бывшего зятя президента. То же, как говорят, касается и многочисленных атак на Юрия Ковальчука, старого друга Владимира Путина.
По словам источника, близкого к администрации президента, не исключено, что часть президентского окружения готовит такие «самострелы» на начало 2021 года. Это теперь, подобно внесению в западные санкционные списки, считается гарантией лояльности главе российского государства.
Информационная изоляция также, судя по всему, стала одним из факторов предстоящей в 2021 году парламентский избирательной кампании. Как говорят некоторые наблюдатели, она, по сути, как раз стартовала с президентской пресс-конференции. Владимир Путин продемонстрировал, что никакого запроса даже на видимость политического обновления у Кремля больше нет. Дизайн политической системы совсем перестал волновать президента, лояльность окончательно стала главным и единственным критерием участия в политике.
С несистемной оппозицией все практически ясно. Популярнее всего версия, что после публикации о причастности ФСБ к попытке отравления Алексея Навального, «берлинского пациента», как назвал его Путин, этот оппозиционный политик в Россию в 2021 году уже вернуться не сможет. Ведь про него глава государства публично сказал, что он пользуется «поддержкой спецслужб США».
Соответственно, сразу несколько источников, близких к внутриполитическому сектору в администрации президента, говорят, что там теперь окончательно похоронен проект обновления партийного состава Госдумы. Партиям с наиболее сильными лоббистскими возможностями обещано по одному-два мандата в мажоритарных округах. Больше им ничего, похоже, не светит.
Под вопросом только «Справедливая Россия» — единственная из парламентских партий, которой могут пожертвовать. Но это решится ближе к выборам и будет зависеть от прогнозов успеха «Единой России» на выборах.
Кремль будет стараться провести думскую кампанию без больших скандалов и откровенных фальсификаций. Говорят, что в ходе недавней встречи с главой Центризбиркома Эллой Памфиловой Владимир Путин разрешил обойтись без «выносных» избирательных участков, то есть, как это прозвали в народе, «голосования на пеньках». При консервативном сценарии выборов административного ресурса в ходе трехдневного голосования и так должно вполне хватить для убедительной победы «Единой России». Так что ЦИК, вроде бы, уже ориентировал соответствующим образом региональные избиркомы.
Денег в российском бюджете не хватает, при этом власть всерьез озабочена ростом недовольства населения, вызванным ростом цен и падением уровня доходов. На большую помощь ресурсов по-прежнему нет. Но соцопросы показывают, что хорошо работают и разовые небольшие выплаты, которые и решено пустить в ход.
В частности, во время пресс-конференции Владимир Путин объявил, что семьи с детьми до семи лет получат от государства разово по пять тысяч рублей. Примерно то же самое и с замораживанием цен на подорожавшие в последнее время мучные изделия, растительное масло и сахар. В Центральной России (до Урала) цены на них фиксируют, дальше, в труднодоступных районах, к которым оказалась отнесена значительная часть Сибири и Дальнего Востока, будут применяться надбавочные «коэффициенты».
Самих продуктов, цены на которые хотят сдержать административными методами, станет, скорее всего, меньше. Но дефицита власти намерены не допустить за счет жесткого (опять же, административного) давления на продавцов и производителей.
Впрочем, все это только до начала весны. Дальше, если ситуация не стабилизируется, придется придумывать новые инструменты. Кстати, тот факт, что планирование идет на срок до марта, позволило некоторым слухмейкерам вновь предположить, что выборы в Госдуму все же будут перенесены с осени на весну. Это позволит потом начать отпускать цены уже не так заботясь о росте недовольства населения.
Иван Преображенский