Posted 18 июня 2020, 15:14
Published 18 июня 2020, 15:14
Modified 30 марта, 13:59
Updated 30 марта, 13:59
Почти во всех муниципалитетах России началось ослабление карантинных мер, несмотря на продолжающуюся пандемию коронавируса. Официально сообщается, что она пошла на спад, но во многих регионах больницы остаются переполненными, а медики работают на износ. Кажутся обоснованными прогнозы тех, кто говорит, что после начала спада заболеваемости в столице волна COVID-19 еще может на какое-то время накрыть провинции.
17 июня в России было зафиксировано 7 тыс. 843 новых заразившихся, в то время как месяц назад, 17 мая было зафиксировано 9 тыс. 709 новых заболевших, а наибольшее число было за несколько дней до этого, 11 мая — 11 тыс. 656. «Кривая» новых заболеваний на графиках формально поползла вниз. Однако в регионах наблюдается другая картина, и «средняя температура по больнице» мало о чем говорит.
Болеем больше?
В некоторых регионах сейчас инфицируется даже больше людей, чем месяц назад. Так, в Орловской области «Кривая» заболеваний скачет верх-вниз. 17 июня было подтверждено 67 новых зараженных, а за день до этого, 16 июня — 110. Наибольшее количество новых зараженных было зафиксировано 9 июня — 125 человек.
«За последние две недели увеличилось количество больных коронавирусной инфекцией, причем за счет вспышек в лечебно-профилактических учреждениях, больницах. О чем говорит только недавний скандал в Орловской областной больнице: там сейчас пациенты множества отделений оказались поражены коронавирусом. Заразились и больные с хроническими заболеваниями. Например, люди попадают в больницу после инфаркта, пока их лечат, они заболевают еще и коронавирусом. Также заболело много врачей, медсестер. Ситуация оставляет желать лучшего», — рассказал корреспонденту «Росбалта» председатель орловской профорганизации медработников «Действие», работник службы «скорой помощи» Дмитрий Серегин.
Болеем не только COVID?
Медикам приходится бороться не только против «официального» коронавируса, но и против волны других заболеваний. Депутат Госдумы Олег Шеин считает, что для понимания общей обстановки статистику по коронавирусу надо дополнять цифрами по заболеваемостью пневмонией.
Если, например, в Астраханской области заболевших пневмонией почти в два раза меньше, чем зараженных COVID-19, то в Петербурге и Дагестане данные по внебольничной пневмонии многократно превышают данные по COVID. И показатели смертности там вполне мировые», — заметил парламентарий.
Во Владимирской области 17 июня было зарегистрировано 56 новых заразившихся коронавирусом, в то время как месяц назад, 18 мая, было 99 новых заражений. Однако, по оценке руководителя профсоюзной организации «скорой помощи» Владимира, фельдшера Екатерины Ашаевой, меньше работы медикам не стало.
«Мы, рядовые сотрудники «скорой помощи», отмечаем, что вызовов с пневмонией за последние две недели стало, наверно, еще больше, чем было весной. Возникают даже проблемы с госпитализацией этих пациентов. Бывает, что во Владимире уже нет свободных мест в больнице, и нам приходится госпитализировать пациентов во Владимирскую область, по другим городам», — сообщила рассказала Ашаева.
По мнению профсоюзной активистки, эпидемия показала нехватку мощностей региональной медицины. «Я вообще считаю недопустимым, что бригада скорой медпомощи развозит инфекционных пациентов по Владимирской области. У нас на смену выходит всего 7-12 машин из положенных 35-ти. И когда две машины уезжают в область, то сколько останется на Владимир? Чтобы доехать до Гусь-Хрустального, надо затратить полтора часа. Полтора туда — полтора обратно, и три часа из оказания помощи для пациентов Владимира выпадает. И получается, что люди с другой патологией — сердечной и т. п. — оказываются в группе риска, потому что бригада приезжает к ним намного позже, тратится колоссальное время на госпитализацию инфекционных пациентов», — отметила Екатерина Ашаева.
Мощи не хватает
В регионах ярко проявляются последствия «оптимизаций» и сокращений в сфере здравоохранения. Сейчас перепрофилирование больниц под инфекционные, закрытие медучреждений на карантины оставляет многих россиян без медицинской помощи.
В Пермском крае в первый месяц лета новых инфицированных коронавирусом регистрируется больше, чем в майские дни. 17 июня было выявлено 67 новых зараженных. Наивысшая цифра была 14 июня — 107 новых зараженных, в то время как месяц назад, 17 мая, было зафиксировано 52 новых пациентов с этим диагнозом.
Эпидемия COVID-19 в Пермском крае ударила по другим отраслям медицинской помощи. И опять выяснилось, что здравоохранению не хватает мощностей. «Остро встала проблема с родильными домами. Крупнейший роддом Перми, который является еще и перинатальным центром, закрылся на карантин. В итоге возрастают нагрузки на другие роддома, которые находятся на более отдаленных территориях. Очень остро стоит проблема с оборудованием, кадрами, койками», — перечислила представительница профсоюза «Альянс врачей» Пермского края Валерия Меркулова.
К этому можно добавить, что последствия заболевания для конкретного пациента будут очень различаться в зависимости от региона, где он живет. Уровень медицины сильно разнится.
Заболеем, отдыхая?
Наступление лета может привести к географическому перемещению «горячих точек» COVID: россияне, в том числе зараженные, поедут на отдых в южные регионы. Скученность отдыхающих будет способствовать распространению вируса.
«В последние дни в Крым хлынуло просто огромное количество туристов, я вижу много машин с материковыми номерами. Туристическая отрасль, те, кто хочет денег заработать, конечно, рукоплещут этому. Но большинство местных жителей, которые не зависят от туризма, просто боятся всплеска заражений, боятся заболеть и умереть. И всем понятно, что ограничения на въезд сняты ради туристического сезона и необходимости проведения голосования по поправкам в Конституцию. Уверен, что аналогичная ситуация складывается и в соседнем Краснодарском крае», — заметил крымский блогер Александр Горный.
Он предположил, что курортная медицина может быть не готова к борьбе с эпидемией. «Когда нет туристического сезона, то крымское здравоохранение может справляться с какими-то заболеваниями, но когда наступал турсезон и распространялись ротавирусные инфекции, то местные клиники уже не справлялись с объемом заболевших. Надо понимать, что крымской медициной никто до сих пор особо не занимался. Республиканская клиническая больница еще строится. И мало поставить аппараты ИВЛ — еще нужны кадры. По моему оценочному суждению, региональная медицина не готова к резкому скачку — до 50-100 заболевших в день», — сказал Александр Горный.
Говоря образно, вирус, словно мячик, катится по стране. Откуда-то его выпнули врачи, но он покатился в другие регионы, и не везде готовы к конртудару.
Дмитрий Ремизов