Posted 13 февраля 2020, 17:25

Published 13 февраля 2020, 17:25

Modified 30 марта, 14:55

Updated 30 марта, 14:55

Не все ладно в «Крымском королевстве»

13 февраля 2020, 17:25
Игорь Ротарь
Вторая часть заметок о поездке на полуостров в основном посвящена «разочарованиям» от увиденного.

Совершивший прошлой осенью поездку в Крым журналист Игорь Ротарь решил поделиться своими впечатлениями. С первой частью его путевых заметок читатели «Росбалта» уже могли познакомиться, сегодня — продолжение.

«После присоединения Крыма к России начался передел собственности под предлогом того, что документы при украинской власти были оформлены неверно. У людей отбирают бизнес, жилье. Так, например, у нас в Севастополе отобрали 4000 дачных участков», — рассказывает мне севастопольский журналист Екатерина Резникова.

В том, что такие случаи действительно бывают, я убедился лично. На одном частном доме в Севастополе увидел многометровый портрет Путина с подписью «Наш президент». Я было решил, что это проявление «верноподданичества», но когда присмотрелся, заметил еще и плакат со словами Медведева о том, что «после присоединения к России ни один житель Крыма не должен ничего потерять», а также выписку из решения суда о том, что данный дом подлежит сносу как «самострой». Очевидно, владелец «незаконного» здания надеется, что местные чиновники испугаются крушить портрет российского лидера.

Противники присоединения Крыма к РФ с удовольствием используют подобные случаи как доказательство «бесчеловечности кремлевского режима». В значительной степени «бесчеловечность» коснулась крымских татар, часть которых действительно занимались самозахватом земель. В условиях украинского безвластия это им сходило с рук, а вот «при России» такую землю иногда отбирают, и в либеральных СМИ подают подобные инциденты как «дискриминацию коренного народа».

Можно привести также пример (о нем много писали в российских СМИ) с выселением работников «Артека», которые жили в служебных постройках и не имели права на их приватизацию. Но дело не только в этом: строительство новых корпусов основательно запущенного лагеря предусматривалось как раз на месте этих застроек, потому и было запланировано это мероприятие. Однако на фоне общего разочарования людей в новой власти и такое «законное отжатие собственности» становится еще одним фактором, усиливающим недовольство крымчан.

Лично для меня серьезным симптомом того, что не все благополучно в «Крымском королевстве», была трансформация взглядов бывшего корреспондента «Росбалта» Виктора Ядухи, которого я знал как убежденного сторонника «Русского мира», «имперца» и государственника. После «Крымской весны» Виктор вернулся в родной Севастополь и возглавил местное интернет-издание «Примечания», и вот что он думает сейчас, посмотрев на ситуцию изнутри:

— Патриотические лозунги о величии России и восстановлении геополитической справедливости оказались отличным прикрытием для местных и приезжих жуликов, рвущих Крым на куски.

— А как же теория о необходимости расширения ареала расселения русских? Она больше не действует?

— Может и действует, но пока это расширение принесло дивиденды лишь верхушке и не изменило к лучшему жизнь обычных людей. Крымчане не стали богаче, а единственная свобода, которую они обрели, — это свобода от украинизации и русофобской интерпретации истории. При этом в их жизни с каждым годом становится все больше запретов и муштры, многие стали бояться высказывать свое мнение. В остальном здесь так же, как и при Украине — господствует право сильного.

Увы, разочаровавшихся людей предостаточно. В 2012-м 26-летний уроженец Донецка, неплохой журналист Евгений Гайворонский переехал в Ялту. «Русскую весну» он встретил с восторгом и по мере сил помогал активистам. Разочарование началось с того, что на местных выборах «прокатили» кандидата, в штабе которого работал Евгений, а на его место был поставлен (формально выбран) «проверенный» чиновник. В скором времени Евгений «все понял» про новое руководство Крыма и, не стесняясь в выражениях, обличал его в соцсетях. Закончилась его деятельность печально: в квартиру ворвалось 12 автоматчиков в масках, порвав российский паспорт и отобрав украинский, проведя при этом «воспитательную» работу — и речь вовсе не о рукоприкладстве. «Мне дали понять, что если я перестану критиковать в сети главу Республики Крым Сергея Аксенова и бывшего мэра Ялты Андрея Ростенко, то моя судьба может измениться к лучшему», — утверждает журналист.

В конечном итоге Женя вернулся на Украину, но теперь он уже Эвген Гайвороньский, носит жовто-блакитный шарф, пытается говорить и писать по-украински, ругает «путинский режим», «рашистов» и «страну зла, несущую горе всему миру». Жаль, когда так получается со «своими».

Конечно, есть и люди, склонные в штыки воспринимать любые действия российских властей — они все для них плохи. Одна такая «демократическая» журналистка искренне возмущалась тем, что теперь в Крыму в зданиях органов власти поставлена охрана — мол, при Украине такого не было. При этом она «забыла», что «с той стороны» открыто заявлялось о запланированных диверсиях на «оккупированной территории», и что принятие мер предосторожности в связи с этим представляется вполне логичным.

Она же рассказала мне, что крымские власти «отжимают» машины приехавших на полуостров украинцев. В реальности же выяснилось, что те борются с нелегальными извозом. Действительно, машины «бомбил» арестовываются, но их возвращают после оплаты штрафа. Может правоохранители и действуют чересчур жестко, но уж о «рэкете» речь точно не идет. Кстати, в США я живу в Сан-Диего, на границе с Мексикой, и не могу даже в страшном сне представить, чтобы «беспатентные» мексиканцы начали практиковать частный извоз между двумя странами.

Просто при Украине в Крыму была «полная свобода» — эдакое «дикое поле». Теперь же, напротив, власти ведут себя достаточно активно, но делают это часто очень неуклюже, а потому у западных СМИ появляются поводы писать о превращении Крыма в полицейское государство, особенно если, как в случае с «извозчиками», подать все под несколько другим соусом.

«Самое важное для Киева — это представлять Украину более свободной, выгодной, оживленной, интересной, чем Россия. Люди, которые живут в пограничных районах, могут сравнивать Украину с Россией. И если Россия процветает, то это очень опасно», — считает американский политолог японского происхождения Хироаки Куромия.

Так что получится, если сравнить Украину с «отделившимися» от нее регионами? С «независимым» Донбассом — ДНР и ЛНР — все очевидно: там разруха и нищета, и люди живут однозначно хуже. Но даже в Крыму, который стал частью России, получая мощные дотации, ситуация выглядит далеко не идиллически. Вряд ли «потенциальные сепаратисты» на Украине смогут использовать его как «рекламную картинку», чтобы затеять новую смуту.

Но это еще не все про Крым! Впереди рассказ о том, как сейчас живется на полуострове крымским татарам. Так что — продолжение следует.

Игорь Ротарь, Алушта — Ялта — Севастополь — Армянск — Симферополь

Подпишитесь