Posted 23 января 2020, 12:47

Published 23 января 2020, 12:47

Modified 30 марта, 15:04

Updated 30 марта, 15:04

Не капремонт, а просто рихтовка

23 января 2020, 12:47
Депутаты Госдумы не считают, что совершили «конституционный переворот» — по их словам, они всего лишь отшлифовали некоторые положения главного закона страны.

Изменения в Конституцию, инициированные президентом РФ в ходе послания Федеральному собранию, заручились в четверг при рассмотрении в Госдуме единогласной поддержкой депутатов от всех думских фракций. За них проголосовали 432 парламентария — это больше двух третей голосов, необходимых в таких случаях.

На доработку законопроекта у думцев будет всего 15 дней, в третьем же, окончательном чтении документ может быть принят уже до конца февраля. После чего его направят на одобрение в Совфед, затем в региональные парламенты и только после этого проект ляжет на стол президенту.

Но и это еще не конец — до конца апреля изменения в Конституцию вынесут на общероссийское голосование (не путать с референдумом), чтобы, как сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин «не было отката и отхода», причем этот день собираются сделать выходным. Именно общественное голосование должно окончательно легитимировать действия властей по изменению основного закона страны, после чего поправки и будут считаться вступившими в силу.

Переписывая Конституцию, в Госдуме уверены, что действуют строго в правовом поле. За все время обсуждения депутаты, конечно же, ни разу не произнесли слово «переворот», хотя именно так трактуют их действия отдельные представители несистемной оппозиции. Видимо, специально для них лидер ЛДПР Владимир Жириновский подчеркнул, что уместнее было бы употреблять слово «шлифовка». А сопредседатель рабочей группы по доработке Конституции и глава комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников указал, что предложенные изменения в Конституцию не требуют созыва Конституционного собрания, поскольку поправки не касаются первой и второй глав главного закона страны.

Предлагаемые изменения вносятся в положения двадцати двух статей глав 3-8 Конституции. Самые главные из них связаны с усилением власти президента, который фактически обзаведется дополнительным правом вето на принимаемые парламентом законы, которое он сможет реализовать через Конституционный суд. Помимо этого, именно глава государства будет формировать Госсовет, таким образом, этот совещательный орган власти, действующий в России с 2000 года, получит конституционный статус и займется «обеспечением согласованного взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики». Статус Госсовета позднее определят специальным федеральным законом.

Как считают многие комментаторы, дальнейшее усиление президентской власти, при том, что фактически Россия и так является суперпрезидентским режимом при формально закрепленной в Конституции президентско-парламентской (смешанной, полупрезидентской) форме правления, будет сопровождаться декоративным расширением полномочий обеих палат парламента.

Например, Госдума при формировании нового состава правительства получит право утверждать вице-премьеров и федеральных министров (кроме силовых и главы МИД) по представлению премьер-министра. При этом президент не сможет отклонить утвержденные депутатами кандидатуры. Но проблема в том, что он в любой момент сможет уволить назначенного при посредничестве депутатов министра. Неформальная же практика согласования с Госдумой кандидатуру будущих министров существует уже сейчас, правда, такие консультации проводятся за закрытыми дверями и с учетом мнения лишь одной думской фракции — парламентского большинства.

На другом «новом» полномочии Госдумы, предусмотренным изменениями в Конституцию, по утверждению кандидатуры самого премьер-министра, не стоило бы даже заострять внимания. Поскольку предлагаемая процедура «утверждения» не будет сильно отличаться от нынешней «дачи согласия», да и предлагать кандидатуру премьера депутатам будет президент. Он же в случае троекратного отказа Госдумой утвердить предложенную кандидатуру сможет объявить о ее роспуске и назначить новые выборы.

Так что ни о каком самостоятельном формировании правительства Госдумой речи не идет, новое же, незначительное расширение полномочий депутатов при наличии суперлояльного парламентского большинства перейдет в разряд «спящих» полномочий палаты, которых у нее в избытке уже сейчас и которыми депутаты не пользуются из-за нежелания идти на конфликт с другими ветвями власти (право на парламентское расследование, право вето и т. д.).

Несмотря на это, в Госдуме утверждают, что ее роль усилится. «Правительство будет назначаться более публично, кандидаты в премьеры будут обсуждаться в парламенте», — отметил Крашенинников.

При этом депутаты рассчитывают при доработке законопроекта ко второму чтению еще больше набрать политический вес. «Надо будет пообсуждать — когда Госдума может отказаться утвердить кандидатуру министра и предусмотреть возможности депутатов участвовать в прекращении полномочий утвержденных же ими министров», — предложил глава комитета. Его поддержал либерал-демократ Игорь Лебедев, который убежден, что депутаты должны иметь право отзывать министров, иначе никакой возможности влиять на их работу не будет. «Если какой-то министр вызывает обоснованную критику, то должен быть механизм постановки такого вопроса о его дальнейшем пребывании в должности», — согласился в ответ Крашенинников.

Другие же инициативы депутатов — зафиксировать в Конституции прежний возраст выхода на пенсию, ввести пункт о госидеологии, отменить национально-территориальное устройство территорий, ввести запрет на доминирование в парламенте одной партии, ликвидировать автономный статус Центробанка и т. д. с почти стопроцентной вероятностью будут отклонены.

При этом депутаты не знают, сколько раз им еще придется поправить Конституцию. Пока они утешают себя тем, что предлагаемые изменения не приведут к «обнулению» президентских сроков и самороспуску Госдумы. Но политическая конструкция, по которой России придется жить после 2024 года, окончательно не определена. Как и судьба самих депутатов, которые активно опровергают слухи о досрочных выборах в Госдуму, но сами не знают, что их ожидает в ближайшее дни. Потому что решают не они сами, а за них и в режиме спецопераций, а также обстановке строжайшей секретности.

Елена Земскова

Подпишитесь