Posted 23 декабря 2019, 15:34

Published 23 декабря 2019, 15:34

Modified 30 марта 2024, 15:15

Updated 30 марта 2024, 15:15

«Это будет пострашнее, чем пенсионная реформа»

23 декабря 2019, 15:34
Совфед и Госдума завершили спор вокруг резонансного закона о ликвидации унитарных предприятий, который уже обозвали «псевдоприватизацией».

Совет Федерации в понедельник одобрил резонансный закон о ликвидации в стране государственных и муниципальных унитарных предприятий — ГУПов и МУПов. Ранее сенаторы оказали сильное сопротивление этой идее и даже обещали отклонить законопроект после того, как он будет принят Госдумой.

В итоге новые нормы все-таки смогли заручиться поддержкой в Совфеде. «Закон очень чувствительный для муниципальных и региональных властей, но мы добились максимально возможных поправок при его доработке ко второму чтению в Госдуме. Теперь закон выглядит сбалансированным. Он даст возможность не напахать и не сломать то, что эффективно работает. Можно сказать, что палата регионов была услышана», — озвучила позицию Совфеда его спикер Валентина Матвиенко. В дополнение сенаторы приняли постановление, в котором изложили рекомендации правительству при подготовке будущих нормативных актов к принятому закону.

Если коротко, новые нормы разрешают ликвидировать или реорганизовывать унитарные предприятия на локальных конкурентных рынках, к которым может проявить интерес малый и средний частный бизнес. На социально значимых рынках ГУПы и МУПы смогут остаться, если туда не изъявят желания прийти частные хозяйствующие субъекты. Кроме того, правительство по мотивированному представлению губернатора сможет принять решение о возможности создания или сохранения унитарного предприятия, если это необходимо, например, для устранения последствий чрезвычайных ситуаций или недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения в регионе.

В законе также очерчены направления, в которых такие предприятия смогут продолжить свою работу. Например, их сохранят в сферах безопасности, естественных монополий, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, и даже кинематографии. Последняя оговорка появилась в законе при его доработке, в том числе из-за опасений возможного акционирования киноконцерна «Мосфильм», который также работает в статусе ФГУПа.

В целом же процесс ликвидации унитарных предприятий растянется в России до 2025 года. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая выступила разработчиком закона, рассчитывают таким образом повысить конкуренцию на рынках. Там сообщили, что в последние годы ГУПы и МУПы стали плодиться по стране с подозрительной скоростью — зафиксирован рост их численности на 40%.

Позиция ФАС сводится к тому, что унитарные предприятия, по сути, часто оказываются коррупционной «кормушкой» для чиновников и связанного с ними бизнеса, работают непрозрачно и неэффективно, а, значит, мешают развитию российской экономики.

При рассмотрении этого закона в Госдуме замруководителя ФАС Сергей Пузыревский обращал внимание депутатов на то, что унитарные предприятия способствуют монополизации на таких конкретных рынках, как сдача имущества в аренду, торговля, сельское хозяйство, строительство, деятельность гостиниц, предприятий общественного питания и т. д.

Однако в Госдуме, где против принятия закона активно выступали в КПРФ и ЛДПР, многие считают, что демонополизацию российской экономики стоило бы начать не с унитарных предприятий, а, например, с банковского сектора. Противники новых норм называли их «очередной прихватизацией», а депутат от КПРФ Николай Арефьев ранее при рассмотрении законопроекта в первом чтении заявил, что «с муниципальными предприятиями этот закон сыграет другую злую шутку — это будет пострашнее, чем повышение пенсионного возраста».

Депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев утверждал, что принятие закона никак не скажется на повышении конкуренции, но может привести «к уничтожению через псевдоприватизацию жизненно важных объектов». «Под эти законы могут попасть „Роскосмос“ и ряд других корпораций, обеспечивающие безопасность страны. Нам непонятна позиция правительства. Мы считаем этот закон жестким лоббированием антинациональных интересов», — заявил он.

Парламентарии опасаются, что многие унитарные предприятия намеренно станут преобразовывать в акционерные общества, а потом банкротить, отчуждая, в том числе имущество. «В этой части такие формы, как МУП и ГУП — это защита имущества, потому что его нельзя отчуждать в результате банкротства или плохого финансового положения, а оно зачастую стратегическое, как, например, в случае с аптеками», — предупреждал во время дискуссии по законопроекту коммунист Алексей Куринный.

В ЛДПР обращали внимание на то, что в России в форме унитарных предприятий работают восемь метрополитенов, которые не относятся к сфере естественных монополий (которая выведена из-под действия нового закона, — «Росбалт»).

А в «Справедливой России» говорили, что ликвидировать унитарное предприятие будет легко, но это приведет лишь к созданию псевдоконкуренции на рынке. Для этого нужно всего лишь зарегистрировать фирму-спойлера, а после того, как исчезнет МУП, останется «единственный монополист — частник, который начнет вздувать цены и доить конкретную территорию, новый же МУП по этому закону открыться уже не сможет», — указывал «эсер» Валерий Гартунг.

Елена Земскова

Подпишитесь