Posted 20 ноября 2019, 15:45
Published 20 ноября 2019, 15:45
Modified 30 марта, 15:29
Updated 30 марта, 15:29
Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина рассказала в среду депутатам Госдумы про основные направления денежно-кредитной политики на 2020—2022 годы. В таком выступлении, которое обычно сопутствует принятию нового федерального бюджета, содержится несколько сценариев развития финансово-экономической ситуации в стране.
Предложенный Центробанком базовый сценарий исходит из плавного снижения темпов мирового экономического роста. Согласно нему, инфляция в России сохранится на уровне 4%, но экономика будет расти не такими высокими темпами, как, например, прогнозировало Минэкономразвития, а скромными — в пределах 1,5-2% ВВП в 2020 году, 1,5-2,5% в 2021 и максимум 3% в 2022 году.
Что касается цены на нефть в 2020—2022 годах, то в Центробанке прогнозируют ее снижение с $55 в следующем году до $50 за баррель к 2022 году (текущая цена на нефть колеблется у отметки $63 за баррель).
Негативный сценарий предполагает резкое снижение цен на нефть на мировом рынке до $25-20 за баррель, скачок инфляции в России до 8% и падение и без того низкого роста ВВП.
Пока же для России складывается все не так уж плохо, дала понять Набиуллина. По ее словам, финансово-экономическая ситуация в стране еще никогда не была такой стабильной. «По нашей оценке, мы находимся в лучшей, чем когда-либо форме с точки зрения ценовой и финансовой стабильности, а правительство аккумулировало достаточно ресурсов, чтобы реализовать программу развития — это база для так необходимого экономического роста», — заявила глава Центробанка.
Но такая стабильность у многих депутатов ассоциируется не иначе как с болотом. Им не нравится, что Центробанк нацелен главным образом на сдерживание инфляции. Он, вместе с правительством, должен думать об экономическом росте, убеждены, в частности, в КПРФ. Напротив, действия Центробанка выглядят как попытка искусственным образом сдержать такой рост. «Высокая ключевая ставка, не позволяющая развиваться реальному сектору экономики, именно эти факторы сдерживают развитие экономики страны, хотя к этому есть все предпосылки, прежде всего, финансовые», — заявил депутат Госдумы от КПРФ Алексей Куринный.
Среди других факторов искусственного сдерживания роста он назвал «вывод денег из экономики в ФНБ», а оттуда в иностранные денежные инструменты, создание «тепличных условий» для разных спекулянтов в виде высоких процентных ставок по государственным ценным бумагам, а также ослабление рубля.
«Эсер» Валерий Гартунг обратил внимание на падение доходов граждан и рекордные прибыли банков. «Это ненормально», — убежден депутат. С ним согласен либерал-демократ Сергей Катасонов, который заметил, что доходы населения сокращаются пятый год подряд. Он также убежден, что борьба с инфляцией не должна быть самоцелью. «На кладбище инфляция вообще ноль… Мы должны оценивать действия ЦБ по иным показателям», — заявил он.
Однако в «Единой России» решили встать на защиту Центробанка. Так, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров утверждает, что меры денежно-кредитной политики не в состоянии обеспечить экономический рост, а вот предотвратить экономическую катастрофу помогут. «И благодаря сегодняшней денежно-кредитной политике наша страна в этом мире пока чувствует себя достаточно устойчиво. Давайте не будем этим рисковать», — призвал Макаров.
Вслед за этим он припугнул грядущим «тяжелейшим экономическим кризисом», который каждая страна будет переживать «в одиночку». России же, следовало из его слов, при существующем уровне бюджетной устойчивости и накопленных резервов бояться нечего, но не сказал, увидим ли мы эти деньги, когда наступит «час икс».
Набиуллина же считает, что ее задача — создать условия для экономического роста, который сдерживается, по ее словам, вовсе не мерами по борьбе с инфляцией и высокой ключевой ставкой. «Речь идет о других причинах структурного характера. Надо повышать потенциальные темпы роста, а это рост производительности труда, поддержка реального сектора экономики. Банки должны быть заинтересованы в кредитовании малого бизнеса, реального сектора», — сказала глава Центробанка.
Вслед за этим она заверила, что в будущем при сохранении низкой инфляции «ключевая ставка будет снижаться, кредиты удлиняться», при этом Центробанк намерен стимулировать инвестиции банков в реальный сектор.
Но даже если банки решат вложиться в российскую экономику наряду с государством, которое сделает это через финансирование нацпроектов, понадобятся также частные инвестиции, признали в Госдуме, отметив, что сейчас у предприятий скопилось немало свободной ликвидности на депозитных счетах, но они не торопятся вкладывать деньги в производство.
Елена Земскова