Posted 8 ноября 2019, 13:49

Published 8 ноября 2019, 13:49

Modified 30 марта, 15:34

Updated 30 марта, 15:34

Анатомия слухов: партии вместо правозащитников

8 ноября 2019, 13:49
Судьба гражданского общества оставлена на усмотрение силовиков, а Кремль занялся новым этапом подготовки к парламентским выборам 2021 года.

Примерно из семи десятков НКО, которые получили ярлык «иностранного агента», большинство, согласно появившимся прогнозам, будет тем или иным способом закрыто до конца 2020 года. Причем кампания, начавшаяся после затухания московских протестов, не ограничится теми, кто успел отметиться во время летних митингов.

Администрация президента вернула себе лидирующие позиции, попридержав силовиков. Политический сектор Кремля, после того, как ему удалось более или менее восстановить свою «руководящую и направляющую» роль, вновь координирует работу разных «башен» и дал силовикам карт-бланш на расправу с широким кругом «гражданских активистов».

Прощание с НКО

Ходят слухи, что перед этим прошло несколько совместных неформальных совещаний с силовиками, на которых представители «гражданской» администрации пояснили свою позицию. Происходящая новая политизация российского общества является своего рода социологической неизбежностью, так что останавливать ее никто не собирается — только направлять в соответствующее русло, удобное для власти. Но такая канализация политического недовольства требует устранить всех конкурентов, которые могут направить россиян в противоположную, то есть неправильную для Кремля, сторону.

Политической оппозиции как таковой в стране сейчас нет и в ближайшее время, по мнению сотрудников внутриполитического сектора президентской администрации, не предвидится. Слитое ими в прессу обсуждение возможности создания новой либеральной партии, а точнее вудуистского обряда по воскрешению одной из былых структур, сохранивших такой юридический статус, свидетельствует как раз об этом.

Вариантов называется два: «Партия Роста» уполномоченного по правам человека при президенте Бориса Титова и «Гражданская платформа», которую Кремль две каденции назад «отжал» у миллиардера Михаила Прохорова. Оба этих кадавра оживить для реального участия в выборах можно только полностью сменив партийный актив, но, судя по сливам в прессе и в телеграм-каналах, делать этого в администрации президента никто не собирается.

По крайней мере, та информация, которую участники совещаний в секторе Сергея Кириенко сделали доступной прессе, предполагает, что в одну из партий добавят несколько лояльных политиков, которые будут для избирателя изображать условных «либералов», как это делала в 2018 году, скажем, Ксения Собчак, зарегистрированная кандидатом в президенты.

Такие карикатурные оппозиционеры оттянут часть протестных голосов, изобразят конкуренцию, но не смогут пройти в 2021 году в Госдуму. Ослабленной «Единой России» необходимо, чтобы НКО замолчали со своей не идеологической, а практической критикой ситуации в стране, а справа и слева от партии образовались политические спойлеры, которые настолько отталкивающе будут действовать на избирателя, что он проголосует за единороссов как за меньшее зло.

Новое партийное творчество

Эта старая схема, впрочем, требует некоторых новшеств. Как обычно они носят технический характер и связаны с реформированием избирательного законодательства под одну партию и ее нынешние рейтинги. Вторую половину сентября и октябрь ходили упорные слухи, что в Кремле одно за другим идут совещания, на которых самые разные эксперты, вплоть до сотрудников Евгения Пригожина, известного как «повар Путина», предлагают свои схемы переустройства электоральной системы.

В итоге, если верить уже ноябрьской волне слухов на эту тему, Кремль решил практически ничего не менять. Никакого перехода на мажоритарный принцип не будет, выборы пройдут опять по смешанной системе: половину мест получат в Госдуме те, кто изберется по партийным спискам, половину — одномандатники.

В то же время Кремль, скорее всего, уберет «десятки», которые сейчас стоят во главе партийных списков. Лидер у каждой партии останется только один, чтобы оппозиционеры не смогли сформировать достаточно привлекательных для избирателя команд. КПРФ, скажем, наверняка поведет все тот же Геннадий Зюганов.

С другой стороны, маскировать партию власти и создавать видимость конкуренции, возможно, будут, снова разрешив создавать блоки политических партий. Сейчас формально блокироваться нельзя, но с 2021 года, как говорят участники одного из недавних кремлевских совещаний, этот запрет снимут. Правда, блокам установят проходной барьер повыше, чтобы избежать попадания в Госдуму конгломератов из системной и несистемной оппозиции, появления которых Кремль все же слегка опасается.

Этого, похоже, в администрации президента считают достаточными изменениями. Впрочем, процесс согласования еще отнюдь не закончен и ясность, скорее всего, наступит в 2020 году, кода соответствующие законопроекты один за другим начнут вносить в Госдуму для утверждения, чтобы сделать это до начала предвыборной кампании, как формальной, так и реальной, не ограниченной по срокам законодательством.

При длинном забеге «Единой России» традиционно выигрывать легче, потому что это позволяет Кремлю отработать все возможные варианты и закрыть потенциальные «дырки», в которые могут проникнуть оппозиционеры. В частности, с этой целью можно ждать и изменений в правилах выборов по мажоритарной системе. Скорее всего, речь пойдет об ужесточении процесса регистрации, чтобы гарантировано заблокировать доступ к выборам для кандидатов-оппозиционеров, которые, как выяснилось летом 2019 года в Москве, вполне могут собрать верифицируемые подписи в поддержку своего выдвижения.

Иван Преображенский

Подпишитесь