Posted 24 октября 2019, 07:18
Published 24 октября 2019, 07:18
Modified 30 марта, 15:42
Updated 30 марта, 15:42
Крупнейшие игроки на рынке металлолома написали письмо на имя зампреда правительства Дмитрия Козака. Представители 29 предприятий пожаловались на дискриминационные действия в отношении экспортеров лома.
В письме участников отрасли говорится о «негативном влиянии избыточного регулирующего давления, расширительного и некорректного толкования законодательства органами власти». По мнению авторов, это уже сейчас привело к турбулентности на рынке лома металлов.
Предприятия жалуются на постановление правительства РФ от 31 августа этого года "О введении временного количественного ограничения на вывоз отходов и лома черных металлов за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза», разработанное Минпромторгом РФ. Новое постановление, вступившее в силу 2 сентября, привело к целому ряду негативных последствий, говорится в письме.
По оценкам аналитиков, экспорт лома из России по итогам 2019 г. будет ниже показателей прошлого года минимум на 25%. «Снижается и внутренняя заготовка лома», - отмечено в письме. «Избыточное регулирующее давление» приводит к падению заготовки сырья в стране и потере международных торговых позиций.
Авторы письма попытались привлечь внимание зампреда к катастрофическому сценарию, который неминуемо произойдет в отрасли. В частности, из-за отсутствия квот на экспорт коррозийностойкой стали (используется в самых разных сферах экономики) нет возможности продавать за рубеж этот вид металлолома. «Наши компании не могут реализовать как на внутреннем рынке, так и экспортировать более 15 тыс. тонн лома этого вида стали из-за отсутствия квот и отечественного спроса», - говорится в письме.
Там также отмечено, что невыбранный объем квот составит 290,5 тыс. тонн из 1,92 млн тонн, предусмотренных к распределению. Потери валютной выручки при этом составят более 4 млрд рублей, а бюджета более 224 млн рублей.
Это происходит из-за ошибок, допущенных в постановлении. Например, экспортные партии лома металлов формируются в соответствии с требованиями к загрузке судовых партий, по 3-30 тыс. тонн. В то же время дробное распределение квот малыми объемами - по 100, 200, 300 тонн для одного участника внешнеэкономической деятельности, предусмотренное в постановлении, - не дает возможности экспортеру сформировать судовую партию и воспользоваться правом на квоту.
При реализации постановления возник еще один системный сбой - это проблема «мертвых душ»: квоты были распределены между как действующими компаниями, так и теми, которые прекратили свою деятельность в связи с ликвидацией, банкротством. Таких компаний оказалось 63 из 321 (20 %).
Ошибки исполнения привели к тому, что лишь 72 участника ВЭД получили справедливое распределение квот. «Не попали в приказ и не получили квоты экспортеры, начавшие ВЭД в 2019 году, таких организаций более 30», - говорится в письме. Двенадцать экспортеров, зарегистрированных непосредственно в Крыму и на Камчатке, лишены права ведения внешнеэкономической деятельности. Эти компании только планировали начать экспорт в 2019 году, согласовали контракты и вкладывали инвестиции в развитие инфраструктуры.
Механизм реализации может привести к экологической катастрофе на Камчатке. Сегодня в этом регионе отсутствует внутреннее потребление лома, и его остатки скопились в портах. Они превышают тот объем, на который выделены квоты. Как результат - экспортеры перестали покупать лом и утилизировать корабли. «Ситуация провоцирует экологическую катастрофу, на очищение Авачинской бухты у бизнеса сейчас просто нет средств», - жалуются экспортеры.
Помимо этого, ряд экспертов отрасли отмечают отсутствие механизма контроля за исполнением постановления в части размера региональных коэффициентов и возможность для недобросовестных компаний использовать свою квоту в другом субъекте РФ. Также есть вопросы к распространению квотирования только на лом с кодом 7002 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельность ЕвразЭС и выведение из-под действия квотирования железнодорожного лома с кодом 7302.
Опрошенные участники отрасли и эксперты заявляют о пагубности квотирования для отрасли и необходимости введения продажи лома на бирже.