Posted 7 июня 2019, 14:45
Published 7 июня 2019, 14:45
Modified 30 марта, 16:41
Updated 30 марта, 16:41
Российская Федерация нуждается в мигрантах, но у нас все еще репрессивное законодательство в этой сфере. Впрочем демографическая ситуация в стране такова, что и миграция ей не поможет. Кремль берет курс на массовую раздачу паспортов в ближнем зарубежье, но то, что это станет дополнительной обузой для бюджета, сейчас никого не интересует. Вероятно это основные (хотя и не единственные) тезисы, которые обсуждались ведущими специалистами в этой области на научно-практической конференции «Миграция и безопасность России: экономическое, демографическое, гуманитарное измерение». Конференция состоялась в Москве, в Институте социально-политических исследований РАН и была проведена Международным общественным движением «Форум переселенческих организаций» совместно с ИСПИ.
По словам президента фонда «Миграция XXI век» Вячеслава Поставнина, «главная опасность состоит не столько в самом миграционном явлении, сколько в утрате контроля над миграционной ситуацией, а именно это мы наблюдаем сейчас у нас в стране».
По его мнению, о действующей сегодня концепции миграционной политики можно судить «по тем законам, которые принимаются в последнее время». Из них, считает он, «можно сделать совершенно определенный вывод — цель укрепление безопасности путем выведения большинства мигрантов в неправовое поле». Этому, полагает Поставнин, способствуют такие вещи, как запрет миграционного учета иностранных граждан по юридическому адресу. Впрочем, запрещено регистрировать их и в жилых помещениях.
Поставнин отметил, что социально-экономический и демографический смысл в обновленной в 2018 году Концепции государственной миграционной политики имеют две программы: госпрограмма переселения соотечественников и межправительственное соглашение с Узбекистаном об организованном наборе. Так вот и тот, и другой механизмы, по его словам, явно не работают.
«Никто не хочет признать очевидного — откровенно слабые или даже ничтожные результаты» миграционной политики государства, сетует эксперт и приводит такие цифры. За 12 лет существования программы переселения соотечественников, в Россию по ней переехали всего 800 тыс. человек. Причем 400 тыс. из них — это граждане Украины.
Отметим, что не сложно догадаться, что большая часть из этих 400 тыс. украинцев воспользовались этой программой лишь в форс-мажорных обстоятельствах 2014—2015 годов. Набор из Узбекистана также, по сути, провален. По нему, сообщает эксперт, в Россию приехало 2000 трудовых мигрантов из этой страны, тогда как остальные два миллиона узбеков, как и раньше, приезжают в РФ самостоятельно.
Заведующий кафедрой демографии Высшей школы современных социальных наук МГУ Владимир Ионцев убежден, что с помощью одной миграции Россия не решит своих тяжелых демографических проблем. Эти проблемы сегодня таковы, что даже в таких регионах, как Чечня и Дагестан, где раньше фиксировался естественный прирост населения, сегодня дела в этой сфере обстоят не лучшим образом. Так, в Дагестане, по его сведениям, уже несколько лет идет естественная убыль населения. Причем дела плохи настолько, что даже в высокогорных аулах приходится прибегать к труду иностранных работников.
Между тем, продолжил специалист, в России незаслуженно мало уделяется места внутренней миграции, которая могла бы решить многие демографические и трудовые проблемы страны, поскольку две трети мигрантов в России — внутренние, то есть переезжающие из одного ее региона в другой. Он привел пример Соединенных Штатов, куда за последние годы приехало четыре миллиона иностранных мигрантов, в то время как внутренних мигрантов за то же самое время насчитывалось 68 млн человек.
По мнению главного научного сотрудника ИСПИ РАН Анатолия Топилина, ситуация, когда основными центрами притяжения для внутренних российских мигрантов являются Москва, Петербург и Краснодарский край, является потенциально очень опасной. Неравномерность расселения в России усугубляется, и если эти процессы, которые сейчас идут во внутренней миграции, продолжатся и в будущем, то большая часть населения РФ переместится на запад страны, которая от этого «как огромный корабль перевернется», — говорит он.
Для того, что бы кардинально поменять ситуацию Топилин предлагает «поменять вектор интереса населения, перенести центр страны, например, в Томск». Он уверен, что в этом случае туда направится капитал, а за капиталом пойдет и население. В качестве успешного примера такого смещения центра страны из одной ее части в другую он привел Казахстан, национальный лидер которого — Нурсултан Назарбаев — перенес столицу из южной Алма-Аты в северную Астану.
Заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских обратила внимание собравшихся на недостатки Концепции миграционной политики РФ. По ее словам, в этом документе «очень много или неаргументированных положений, или положений из тех, которые за пределами досягаемости». В частности, отмечает эксперт, в ней констатируется наведение порядка в миграционных делах, но «о каком наведении порядка и росте легальной занятости среди мигрантов можно говорить после 2015 года, когда кратно выросла цена патента для них и на их плечи была повешена еще куча всяких обременений? Мы сегодня видим, что к нам приезжает условно четыре миллиона человек, а документы (для устройства на работу) получают два миллиона».
Чудиновских также обратила внимание на новый аспект миграционной политики РФ, который состоит в том, чтобы резко увеличить число граждан России, проживающих за рубежом. Главным образом на востоке Украины. «Наличие значительного количества граждан России, которые живут за ее пределами, несет в себе риски создания очагов напряженности, потому что по закону о гражданстве Россия должна защищать своих граждан, где бы они не находились», — отмечает эксперт.
Что касается упрощенной раздачи российских паспортов жителям самопровозглашенных ДНР и ЛНР, то Чудновских говорит, что не против этого, но только если они действительно переедут в Россию. В реальности, продолжает она, «есть прямые экономические последствия приема в гражданство РФ людей, проживающих за ее пределами». Мы хотим сейчас «принять в российское гражданство около трех миллионов человек, как жителей частей Луганской и Донецкой областей, так и уроженцев Крыма. При этом возрастная структура населения жителей Украины примерно та же, что и в РФ. То есть из этих трех миллионов около одного миллиона — пенсионеры».
Сейчас, говорит специалист, «по статистике Пенсионного фонда, мы выплачиваем 42 млрд рублей в качестве пенсий гражданам России, проживающим за ее пределами. Таких сегодня около 300 тыс. человек. Если же к ним добавится еще около миллиона пенсионеров из ЛНР и ДНР, то нам понадобится еще не менее 100 млрд рублей на выплаты этим новым пенсионерам». К этому же, отмечает она, надо добавить женщин, которые рассчитывают получить материнский капитал, обретя гражданство РФ.
Чудновских говорит, что не имеет ничего против этих людей и что ей их «безумно жалко», но работающему населению России в этом случае придется обеспечивать не только своих пенсионеров, но и тех, кто станет ее гражданами в результате недавних указов президента России, упрощающих получение гражданства РФ для жителей этих украинских территорий.
«Решения по упрощению приема в гражданство РФ значительных групп населения, проживающих за рубежом и не планирующих переезда в Россию, несут риски экономического и политического свойства», — считает специалист. По ее словам, нам надо определиться и задаться вопросом: «Кто нужен России: люди, ее жители или владельцы наших паспортов (живущие за рубежом)?». «Мы будем решать старые проблемы или создавать новые?», — спрашивает она.
Александр Желенин