Posted 17 апреля 2019,, 07:50

Published 17 апреля 2019,, 07:50

Modified 31 января, 22:36

Updated 31 января, 22:36

Ждут ли мигрантов в России перемены к лучшему?

17 апреля 2019, 07:50
Вопрос о «гастарбайтерах», наверняка, будет затронут на встрече Владимира Путина с таджикским лидером Эмомали Рахмоном. Значит, стоит он серьезно.

Министерство внутренних дел России разработало законопроект, в соответствии с которым мигрантов обяжут возмещать затраты на депортацию из РФ. Текст документа размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В настоящее время для мигрантов, депортированных из РФ за счет государства, действует запрет на повторный въезд на российскую территорию, если они не возместят затраты на высылку. А в новом проекте документа сказано, что возмещение расходов станет обязательным. То есть увильнуть и отправиться на родину за счет России, а заплатить только тогда, когда надо будет вернуться, не получится.

Заставит ли такая мера снизить миграционную активность населения бывших советских республик и удовлетворить потребность националистически настроенных кругов «очистить Русь от азиатов»? Ведь на заработки в Россию и в надежде получить гражданство едут, в основном, граждане Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.

И, надо сказать, многие из них (речь не идет о получении гражданства РФ этническими русскими в рамках программы переселения), своего добиваются. Вообще же, благодаря модернизации института гражданства в РФ, число иностранцев, получивших российские паспорта, за последние пять лет возросло, по официальным данным, в два раза, и в прошлом году достигло более 270 тысяч человек против 136 тысяч в 2013 году. Чаще всего российское гражданство получают выходцы из Украины, Казахстана, Таджикистана, Армении и Узбекистана. Понятно, что далеко не все они являются этническими русскими, и это тревожит националистов (о их позиции расскажем ниже). А надежда, что если за депортацию придется принудительно платить высылаемому, то это снизит количество «иноверцев», наверняка, не оправдается. Последним выгоднее будет заплатить, чем наживать себе неприятности в России, которая, кстати, по числу мигрантов занимает третье место в мире после США и Германии.

Чем же так привлекательна Российская Федерация для жителей республик бывшего СССР и даже некоторых более дальних развивающихся и бедных стран, и почему она взяла курс на увеличение миграции? Ответов на последний вопрос несколько. Если говорить о количественном росте людей, которым РФ предоставляет гражданство, то тут важную роль играют соображения улучшения демографической ситуации и социально-экономического развития. Напомним, что президент России Владимир Путин сам бил тревогу в связи со сложившейся в стране демографической проблемой, заявив, что она может стать «серьезным ограничением для роста экономики». «Не будет трудовых ресурсов», - сказал он, подчеркнув, что на соответствующие вызовы необходимо ответить и обеспечить, в предстоящее десятилетие, устойчивый рост численности населения России.

Отметим также, что, по информации депутата Госдумы Валентины Пивненко, за последние 20 лет миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения РФ. Но, видимо, этого пока недостаточно. То есть мигрантов принимать будут.

Абстрагируясь от демографической проблемы, обратим внимание на два обстоятельства: труд мигрантов из стран, значительнее беднее России, с низким уровнем оплаты труда и тотальной безработицей, очень выгоден и для бизнеса РФ, и для государств высокого миграционного исхода. Первый в лице мигрантов, не имеющих высокого образовательного ценза, получает дешевую рабочую силу и заполнение вакансий, на которые россияне не идут, а приезжие вкалывают за гроши, причем в условиях не соблюдения работодателями трудового законодательства. И сверхурочных, отпускных, больничных и т.д. им, конечно, не платят.
Тем не менее, лучше, как видно, работать в тяжелых условиях в России, чем пропадать с голоду дома. Мигранты выручают не только оставшиеся на родине семьи, но и экономику родной страны. Так, только в 2018 году трудовые мигранты из Узбекистана отправили из РФ домой около 4 миллиардов долларов.

Численность населения Киргизии значительно уступает численности населения Узбекистана, соответственно, киргизских мигрантов в России меньше. Но и они в прошлом году, по данным Нацбанка КР, отправили на родину 2 миллиарда 638 миллионов 350 тысяч долларов. Всего же, за последние 13 лет, сумма переводов физических лиц из РФ в Киргизию составила 21 миллиард 47 миллионов долларов. Это притом, что общий объем банковских переводов физических лиц в республику не дотянул до 22 миллиардов в валюте США. То есть деньги киргизы получают практически только из России.

Но широко распространившаяся практика заработков на чужбине сокращает численность населения стран с высоким уровнем миграции. Исключением служит, пожалуй, только Таджикистан, население которого за постсоветский период возросло почти на 4 миллиона человек, и по положению на начало года перевалило за 9 миллионов. По прогнозу международных организаций, в ближайшие четыре года население Таджикистана достигнет критического уровня в 10 миллионов человек – это возможный максимум для самой бедной страны Центральной Азии. Эксперты Всемирного банка пришли к выводу, что одним из главных факторов высокого уровня бедности, безработицы и трудовой миграции в Таджикистане является высокая рождаемость, и посоветовали ее существенно ограничить.

И действительно – бум миграции таджиков налицо, а население страны увеличивается стремительнее, чем где бы то ни было на постсоветском пространстве. В прошлом году они отправили из России на родину 2,6 миллиарда долларов – это почти 38% ВВП Таджикистана. В общем, факт, что труд тех же таджиков и других «азиатов» в России взаимно востребован, несмотря на их явную эксплуатацию работодателями, а часто – ксенофобскими выпадами «славян». Но российскому государству они нужны, выгодны с демографической и социально-экономической точек зрения – особенно те, ассимилировать которых не представляет большого труда. Так что документ, о котором было сказано выше, направлен не против миграции, а на упорядочение и стимулирование соблюдения законов: «понаехавших» от него меньше не станет.

Но как быть с той довольно большой прослойкой российского общества, которое ратует за миграцию в Россию только по национальному признаку, и вообще призывает рассматривать привлечение русских в Россию вне какого-либо миграционного контекста? Как пишет «Царьград», «Должна быть введена «карта русского», право на получение которой должны иметь те, у кого русским по свидетельству о рождении является хотя бы один родитель, кто знает русский язык и готов дать подписку в лояльности к Российской Федерации».

Словом, у русских, считает издание, должны быть «привилегии». А «правительственная политика в отношении миграции культурно и лингвистически далеких элементов должна быть ужесточена». Отчего такая дискриминация в отношении наций, еще не так давно живующих в одном государстве - «великом и могучем»? Ответ таков: «Миграция оказывает отрицательное воздействие на рынок труда, тормозя его механизацию и рост производительности. Приносимый этими рабочими руками доход не искупает того социального ущерба, который они приносят».

Кроме того, издание утверждает, что мигранты совершают половину всех преступлений в России, отличающихся «особой опасностью, жестокостью и непредсказуемостью. Также среди выброшенных из привычного жизненного уклада мигрантов с особой интенсивностью идёт пропаганда исламизма, что заканчивается трагедиями наподобие теракта в петербургском метро в апреле 2017 года, совершенного, кстати сказать, «новым гражданином» (что еще раз доказывает вредность универсальных поблажек в доступе к российскому гражданству)».

И далее: «Несомненно, определенная часть мигрантов может быть русифицирована и ассимилирована без всякого ущерба для российского общества и русского этноса. Но для этого целью государственной национальной политики должны стать именно русификация и ассимиляция. Становишься русским – становишься полноценным гражданином. … Чтобы Россия могла «переварить» существующих мигрантов, необходимо приостановить поступление новых. Чтобы сделать это без ущерба для демографии и, напротив, ее подстегнуть, необходимо противопоставить миграции радикальные меры по возвращению русских».

В общем, получается, таджик должен поклясться на Библии, что он русский: того, что он законопослушен, трудолюбив, владеет государственным языком, приносит пользу стране, в которой работает, для интеграции в российское общество недостаточно. Пока такой подход на государственном уровне в России отсутствует. Но кто знает, какие настроения будут доминировать завтра, и во что они могут вылиться для мигрантов, собственно ксенофобов и самого российского государства в целом. Кстати, посмотрим, что скажут по этой теме встречающиеся в Москве президенты России и Таджикистана.

Ирина Джорбенадзе