Posted 30 января 2019, 16:00
Published 30 января 2019, 16:00
Modified 30 марта, 17:38
Updated 30 марта, 17:38
О чем говорят?
В январе больницы ряда регионов оказались переполнены больными с тяжелым течением ОРВИ и пневмонией. В Кузнецке Пензенской области из-за нехватки коек в терапевтическом отделении даже сооружали импровизированные кровати из стульев и досок. По соцсетям поползли слухи о «вспышках» заболевания и «десятках» смертей, которые власти якобы скрывают.
Что происходит на самом деле?
Речи о массовой гибели больных не идет, но в нескольких городах действительно свирепствует грипп и другие сезонные вирусные заболевания. Так, в Красноярске за неделю, только с 21 по 28 января, за помощью к медикам обратились более 7 тыс. человек, а в райцентре Назарово пациентов с ОРВИ кладут уже в коридорах. Смерти есть, но речь не идет о десятках людей: в Приморье, где показатели заболеваемости одни из самых высоких по стране, скончались пять человек. В Ульяновской области — шестеро.
Что такое пневмония?
Роман Поликарпов, врач-педиатр, руководитель благотворительной организации «Молодые медики Дона»:
«Пневмония не является самостоятельным заболеванием, поэтому неверно говорить о „вспышках пневмонии“. В то же время она может быть осложнением любого вирусного заболевания наряду с менингитами и энцефалитами. Пневмония может быть осложнением гриппа, его тяжелым проявлением».
Что делать, чтобы не заболеть?
«Основная причина серьезных осложнений — отсутствие прививок и несвоевременное обращение за медицинской помощью. В первую очередь, это обывательское, легкомысленное отношение к ОРВИ — полечусь сам как-нибудь.
Чтобы не заболеть, следует вовремя делать прививки от гриппа и пневмококковой инфекции — все прививки, которые установлены нашим национальным календарем. Если человек привит, то риска заболеть у него практически нет.
Если появились признаки инфекционного заболевания — повышение температуры, недомогание, насморк и другие проявления, — следует немедленно обратиться за помощью к врачам, а не заниматься самолечением. Именно это затяжное самолечение, как правило, и приводит к пневмонии. Кто-то скажет — сам справлюсь. Но один раз справится, а в другой раз может и не справиться. Здесь необходимы обследование, медицинский контроль, решение о том, какую терапию проводить, нуждается ли человек в госпитализации, либо может лечиться амбулаторно. Все это должны решать врачи.
Люди же по своей обывательской привычке надеются на авось и к врачам не обращаются. Человек идет на работу, на ногах переносит болезнь, думает, что отлежится дома на народных средствах или лекарствах, которые увидел в рекламе… Но сейчас рекламируется множество псевдонаучных препаратов, поэтому все лекарственные назначения должен делать врач. Следует помнить, что основной причиной тяжелых осложнений является именно самолечение».
Почему в разных регионах болеют по-разному?
Георгий Комаров, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ:
«Как правило, провоцирующим фактором для распространения пневмонии являются вирусные инфекции. Или они ослабляют иммунитет и бактерии поднимают голову, или после вирусного поражения возникает осложнение. Вирусные инфекции распространяются по стране очень неравномерно. В одном регионе их может быть много, в другом регионе их может не быть. В одном регионе могут быть одни штаммы вирусов, в другом регионе могут быть другие. Одни чаще дают осложнения, другие — реже».
Можно ли безоговорочно верить врачу?
Обычно квалифицированному специалисту можно и нужно доверять, однако исключения случаются. Настораживающим фактором может быть то, что врач прописывает средства народной или другой нетрадиционной медицины, легкомысленно относится к тяжелому состоянию больного. Недавно в Алтайском крае скончался мужчина, которому в течение пяти дней несколько врачей не поставили диагноз «пневмония», а участковый доктор, несмотря на угрожающие симптомы, советовал лечиться «редькой с медом» и лекарствами от простуды из телерекламы.
Опасность пневмонии в том, что ее нельзя определить на слух, без рентгена. Владимир едва сидел, не мог спать, потому что задыхался, у него была температура выше 39 градусов и содержание крови и гноя в мокроте. Тем не менее, участковый врач отказывал в направлении на рентген, потому что считал это обычной простудой. Растерянные родственники врачу верили до последнего и только спустя несколько дней сами отвезли мужчину в райцентр, но было уже слишком поздно. Алтаец умер от двусторонней пневмонии.
Что делать, если лечение кажется неэффективным?
Сергей Грибовский, руководитель Агентства защиты прав пациентов:
«У любого пациента, у 99% россиян есть полис обязательного медицинского страхования. Проще всего взять полис, посмотреть на обороте номер страховой компании и позвонить туда, объяснив ситуацию. В любой страховой компании сейчас имеются представители, в обязанности которых входит отвечать на звонки пациентов и пытаться решить их проблемы. Это самый быстрый способ, поскольку жалобы в Росздравнадзор, Минздрав, обращение к частным адвокатам — это все требует времени. Как адвокат, я, например, не могу прийти или позвонить в больницу и каким-то образом повлиять на медиков. Я могу только помочь человеку в юридическом плане, когда ему уже навредили. А когда нужна экстренная помощь — правильнее всего позвонить в свою страховую компанию.
В хороших страховых компаниях действует трехуровневая система компетенций: представители первого уровня принимают информацию, звонят в лечебное учреждение и разбираются, есть ли у пациента основания для жалобы. Если проблему разрешить не удалось, подключается сотрудник второго уровня, который занимается жалобой более углубленно. Третий уровень — это уже врачи-эксперты. Они проводят экспертизу качества медицинской помощи, но это, понятно, занимает не пять минут».
Почему частота осложнений растет?
Президент «Лиги защитников пациентов», эксперт РАН Александр Саверский напомнил недавнюю новость о том, что количество врачей в поликлиниках снизилось в России за 2017—2018 годы и составило 79% от необходимого (при 85,9% в 2016 году):
«В связи с „оптимизациями“ медицинская помощь стала недоступной, а болезни — запущенными. Это особенно заметно в труднодоступных регионах. Людей уже просто некому „послушать“. Через телемедицину же человека послушать нельзя.
То, что медпомощь становится недоступной, что есть проблемы, даже президент отмечал. Сейчас собирается Минздрав что-то восстанавливать, те же ФАПы на селе. Но пока этого нет. Зато есть отчет, что произошло сокращение врачей. Рядом две новости стояли: о сокращении числа врачей и о росте смертности. Вот и ответ».
Дмитрий Ремизов