Posted 22 января 2019, 15:15
Published 22 января 2019, 15:15
Modified 30 марта, 17:42
Updated 30 марта, 17:42
Глава российского правительства заявил о вреде продолжительных новогодних каникул для экономики. По его словам, в первые десять дней года страна ничего не производит, но «очень хорошо отмечает». Эту тему чиновники и депутаты поднимают каждый год, и хотя до серьезного обсуждения пока не доходит, подобные заявления становятся все настойчивее. Чем объясняются попытки властей отнять у россиян небольшой зимний отпуск?
Роман Романов, социолог, политический консультант:
«Медведевская инициатива очень логично укладывается в общий коммуникационный тренд, который демонстрирует власть: речь вообще идет об урезании социальных обязательств и о попытке заставить людей работать больше.
Денег в стране меньше, а работать надо больше — это главный месседж, который мы слышим. Надо работать дольше по годам и позже получать пенсию, и, возможно, у нас слишком много выходных. Это достойное продолжение фразы „денег нет, но вы держитесь“, которую мы слышали от Дмитрия Анатольевича. Такое настроение давно есть и у некоторых российских политиков и предпринимателей. Они игнорируют то, что россияне живут довольно бедно и работают довольно много, что жизнь среднего россиянина в целом — не очень легкая штука.
Понятно, что если ты выбираешь, встречать тебе Новый год в швейцарских горах или на островах в Карибском бассейне, то ты начинаешь изнывать от безделья и думать, что можно сделать с этими новогодними праздниками. Но большинство россиян так не живет и в отдыхе нуждается. Вполне возможно, что с высоты некоторых постов этого не видно».
Владислав Жуковский, экономический эксперт:
«Власти чувствуют себя абсолютно безнаказанно, они уже открытым текстом заявляют, что государство нам ничего не должно, оно не просило наших родителей нас рожать; что это не цены высокие, а мы мало зарабатываем; что на 3,5 тыс. рублей в месяц можно вполне прекрасно питаться, кушая макарошки с кефиром.
Это все очень показательно. Офшорно-олигархическая власть вполне осознанно занимается реставрацией крепостного строя, феодально-сословного общества, в котором мы с вами — 95% граждан России, те, кто не сидят на трубе и не обслуживают олигархов, — воспринимаемся как обслуга.
А почему бы не только сократить новогодние праздники, а вообще от них отказаться и отменить все государственные праздники? Тогда точно россияне будут больше работать, будет меньше потерь для экономики, для бюджета, и больше денег соберет государство, за ширмой которого скрываются вполне определенные клановые и классовые интересы олигархов. А дальше уже можно перейти от пятидневной рабочей недели на шестидневную, а потом и на семидневную, рабочий день увеличить до 12 часов и вернуться в 1913 год, до Октябрьской революции. С точки зрения пополнения бюджета, вытягивания денег из населения — это абсолютно замечательная система.
Вы минимизируете социальные расходы государства на население, делаете платным образование, медицину, проваливаете с блеском уже четвертую пенсионную реформу, повышаете пенсионный возраст на пять лет, повысили НДС, цену на бензин, обвалили рубль, что можно было уже и так содрали с населения, но зачем останавливаться, если можно продолжать?..
Поэтому абсолютно „правильно“ поступает Медведев, когда выступает и говорит: а зачем так много отдыхать? Это вредно для здоровья. Вообще отдых — это очень вредно и опасно. Кто-то начнет пить, кто-то, не дай бог, начнет на выходных читать книжки или смотреть умные кинофильмы, начнет вопросы власти задавать… Поэтому можно сократить праздники и сказать, что мы так о вас заботимся, как никогда раньше. Нам даже повышение пенсионного возраста — пенсионный грабеж — преподают как некую форму заботы.
Нам уже объясняли, что и платная медицина, и образование — это тоже очень большое благо. Следующий шаг, думаю, — ввести налоги на воздух, солнечный свет и на осадки, чтобы мы больше ценили природные богатства и блага, которые нам дает природа-матушка. Чубайс уже сказал, что Россия — очень энергорасточительная и энергонеэффективная страна, и у нас очень „ресурсоемкая“ экономика, а все из-за того, что население не ценит те энергоресурсы, которые у него есть. Мы, мол, расслабились.
Я не сомневаюсь, что продолжится наступление на социальные и экономические права населения. Грабеж будет продолжен, и сокращение праздничных дней — уже не за горами».
Олег Комолов, кандидат экономических наук, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова:
«Эффективная работа подразумевает достаточное количество дней отдыха, и существуют определенные санитарные нормы соотношения между количеством отработанных часов и количеством дней, которые человек тратит на досуг. Это не обязательно лежание на диване, — например, самообразование и саморазвитие способствует повышению производительности труда. Поэтому, конечно, если мы говорим о повышении качества экономического роста, то ни о каком снижении длительности каникул речь идти не должна. Наоборот, наше правительство и экономика должны изыскивать возможности для увеличения времени, которое человек может тратить на досуг в широком смысле слова.
Более того, у этих каникул, уж если мы говорим о российских реалиях, есть вполне прикладная функция: они развивают внутренний туризм. Они позволяют нашим согражданам в течение какого-то времени отправиться с семьей на отдых в российские рекреационные зоны. И это очень важная вещь в условиях экономической стагнации. Внутренний рынок и, в частности, внутренний туризм — это то, что может российскую экономику вытянуть, и именно продолжительные каникулы позволяют использовать этот аспект с наибольшим потенциалом.
Мне представляется, что за предложением Дмитрия Медведева стоит желание заставить наших граждан отдавать побольше времени работе для того, чтобы таким очень примитивным способом повысить объем производства. Известно, что часть нашего правительства продвигает идею, что у российского общества последние 20 лет сложилась такая негативная тенденция, когда темп роста зарплат опережает темп роста производительности труда. И вот этот темп роста производительности труда они оценивают таким образом, будто у нас народ ленивый, плохо работает, у него много праздников и отпусков, и вообще мы обленились за последнее время, и надо бы работать побольше.
На самом деле они то ли не понимают, то ли делают вид, что не понимают, — производительность труда определяется не количеством часов, которые человек находится на работе. Она определяется, в первую очередь, развитостью технологий и капитала, которые используются в работе. И наоборот, у нас как раз люди очень много работают, но работают непроизводительно. Не потому, что они ленивые, а потому что экономика отсталая. И в этих условиях заставлять людей еще больше часов отводить на трудовую деятельность — это не выход из положения, а наоборот — усугубление существующих диспропорций».
Дмитрий Ремизов