Posted 20 ноября 2018,, 17:05

Published 20 ноября 2018,, 17:05

Modified 30 марта, 18:08

Updated 30 марта, 18:08

Эксперт: Ситуация на рынке учебных пособий требует вмешательства на уровне правительства

20 ноября 2018, 17:05

Тенденция к монополизации на рынке школьных учебников ставит под вопрос эффективность всей системы образования, считает эксперт комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Сергей Бобровский. «Жалобы учителей, использование методов недобросовестной конкуренции и административного давления, вытеснение с рынка издательств, продукция которых востребована педагогами, — все это указывает на необходимость принятия срочных мер с целью оздоровления рынка учебников», — заявил эксперт, комментируя письмо председателя комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Тамары Плетневой, направленное премьер-министру Дмитрию Медведеву.

Парламентарий сообщает о поступающих в ее адрес письмах педагогов, в которых они выражают тревогу по поводу монополизации рынка школьных учебников и пособий. По словам Плетневой, учителей также беспокоит, что им ничего не известно о том, как Министерство просвещения выполняет поручение президента РФ Владимира Путина представить предложения по повышению качества экспертизы учебников и их обновлению на регулярной основе.

«Со слов педагогов известно, что сейчас фактическим монополистом на издательском рынке является издательство «Просвещение», — пишет Тамара Плетнева. — За период 2014—2017 гг. бюджетные закупки учебников «Просвещения» выросли вдвое, доля группы в общем объеме госзакупок приблизилась к 70%. Учебники и методические пособия других издательств, которые пользовались популярностью в педагогической среде, практически исчезли, на основании чего непонятно, будет ли выбор между учебниками разных издательств или же будет введен государственный стандарт, а родителям школьников придется приобретать новые учебники и методические пособия».

Руководитель профильного комитета Госдумы просит премьер-министра дать поручение соответствующим ведомствам и надзорным органам разобраться с указанными фактами и в случае их подтверждения принять меры к устранению нарушений.

Отметим, что ФАС уже неоднократно указывала на нарушения антимонопольного законодательства и закона о конкуренции со стороны издательства «Просвещение». Так, осенью 2016 года УФАС по Москве обнаружила, что большинство столичных школ по предписанию департамента образования были вынуждены закупать учебники, выпущенные исключительно издательством «Просвещение».

В СМИ также сообщалось об использовании «Просвещением» сомнительных методов конкурентной борьбы. «Например, одним из способов устранения конкурентов являются судебные тяжбы. Издательство зарегистрировало своим товарным знаком изображение, очень похожее на знак соответствия учебников федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). И теперь нередко его юристы оспаривают в судах использование знака соответствия другими издательствами», — пишет ИА REGNUM. Также известно, что глава издательства Владимир Узун является единственным из участников рынка, входящим в попечительский совет Российской академии образования. В этом году РАО провело «дополнительную экспертизу» учебников, по результатам которой было забраковано 30% пособий.

«Прибыльность издательства «Просвещение» — самая высокая в отрасли, но весь вопрос в цене такого «успеха», — комментирует ситуацию Сергей Бобровский. — Федеральный перечень учебников (ФПУ), по сути, стал инструментом для передела рынка в пользу отдельной компании. Вытеснение с рынка других издательств, использование административного ресурса для навязывания школам своей продукции и другие факты нарушения принципов справедливой конкуренции негативно влияют на качество образовательного процесса. Дети — будущее нашей страны. Высокий уровень образования — залог как личного успеха учащихся, так и успешности России. Действия издателей и чиновников, лоббирующих чьи-то интересы в органах власти, не должны наносить ущерб обществу».

«Ситуация с учебными пособиями требует вмешательства на самом высоком уровне. Будем надеяться, что общественный резонанс по поводу происходящего в образовательной отрасли этому поспособствует», — резюмирует эксперт.