Posted 13 марта 2018, 16:25

Published 13 марта 2018, 16:25

Modified 30 марта, 20:28

Updated 30 марта, 20:28

На выборы — «за шкирку»

13 марта 2018, 16:25
Одним из новшеств нынешней кампании в России стало активное привлечение детей и подростков для мобилизации их совершеннолетних близких.

Власть пытается продемонстрировать широкую общественную поддержку «основного кандидата» на предстоящих президентских выборах. Для повышения явки активно привлекают студентов и административно зависимых: госслужащих, бюджетников и сотрудников предприятий.

Такая мобилизация избирателей на выборы уже превратилась в своеобразную незаконную «национальную традицию», полагает член совета движения «Голос», член экспертно-консультационного совета ВЦИОМ Станислав Андрейчук. Как рассказал эксперт корреспонденту «Росбалта», речь можно вести лишь о том, что меняются технологии, используемые в кампаниях.

«Мы видим, что таких ситуаций, когда принуждали бы голосовать за конкретного кандидата, на этих выборах меньше. Гораздо больше говорят о самой явке. Мы видим, что начинают активно использовать механизм голосования по месту нахождения, которого раньше не было. Людей заставляют приписываться к конкретным участкам и голосовать там под контролем своего работодателя», — сообщил Станислав Андрейчук.

Высказываются опасения о том, что кто-то из избирателей попытается взять не один талон для голосования, а несколько, и подобные случаи уже были на выборах в 2017 году, когда тестировалась эта система. Однако пока невозможно предсказать, насколько реальны опасения по этому поводу.

«До сих пор эта процедура остается не очень прозрачной для наблюдателей, и ее сложно контролировать. Определенный уровень недоверия к ней может быть. Надо следить за статистикой по этому виду голосования», — подчеркнул эксперт.

Еще одним новшеством нынешней кампании стало активное привлечение детей и подростков для мобилизации их совершеннолетних близких. «Мы такое видели в Тамбове, где школы выкладывали на своих официальных аккаунтах в соцсетях агитационные ролики в поддержку одного из кандидатов, записанные с участием детей. Была очень, с одной стороны, смешная, с другой — возмутительная — история в Дагестане, где учитель сфотографировал детей с плакатами в пользу одного из кандидатов, а избирательная комиссия не признала это агитацией, потому что дети не являются избирателями. И мы видим большое количество конкурсов, которые проводятся с участием детей, посвященных выборам. Мы видим, что сейчас в школах практически по всей стране идет мобилизация учеников и их родителей для того чтобы 18 марта вытянуть их в школы, где находятся участки для голосования», — сказал Станислав Андрейчук.

В Самарской области, по постановлению регионального избиркома, были созданы три избирательных участка на предприятиях «с непрерывным циклом работы». В их числе — «АвтоВАЗ», «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» и «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод». Согласно докладу движения в защиту прав избирателей «Голос», временные участки на этих предприятиях создаются впервые. Все предыдущие избирательные кампании работники этих предприятий успешно реализовывали свое избирательное право (несмотря на «непрерывный рабочий цикл») иными способами — по месту жительства или на ближайших к предприятию участках. «Складывается ощущение, что администрация намерена организовать процесс голосования даже тех работников, которые 18 марта не заняты на производстве», — говорится в докладе.

Топ-менеджмент крупных предприятий связан с властью и потому вынуждает работников участвовать в выборах, полагает председатель профсоюза «Единство» Петр Золотарев. Как рассказал профлидер, в случае с «АвтоВАЗом» такому давлению могут подвергнуться конторские служащие.

«Власти нужно, чтобы люди пришли и проголосовали. Собственники крупных предприятий в этом плане выполняют указания политической власти. Если же голосование будет на „рабочем месте“, то там работников можно ориентировать на то, как нужно проголосовать. По опыту прошлых лет могу рассказать, как это было ранее на „АвтоВАЗе“. Людям говорили: если не проголосуете за того, кого надо, то у вас зарплата снизится. И людей тем самым запугивают, они верят, что такое может быть», — отметил Золотарев.

Профлидер уточнил, что, судя по созданию избирательного участка по адресу: Тольятти, Южное шоссе, 36, речь идет о привлечении к голосованию не «рабочих от станка», а служащих. «По этому адресу располагается „высотка“, заводоуправление. Рабочим от станков туда идти будет далековато. Естественно, что там будут голосовать сотрудники заводоуправления», — полагает Петр Золотарев.

Студентов в вузах и техникумах Самарской области убеждают установить на телефоны приложение, которое предполагает проставление отметки (чек-ина) пользователями. По одной из версий, приложение необходимо для отслеживания участия студентов в выборах и других мероприятиях.

В вузах Вологодской области объявлены «конкурсы», предполагающие массовое и организованное участие студентов в выборах 18 марта. Учащимся предлагается приходить в день выборов на определенные участки в составе вузовских групп. Факультету-победителю пообещали ремонт и новое оборудование.

Студентов Бурятского республиканского информационно-экономического техникума тоже принуждают голосовать на избирательном участке в техникуме. Как следует из записи, размещенной в Youtube, на занятиях студентам сообщили, что они должны написать заявления о голосовании по месту нахождения и 18 марта прийти для голосования в учебное заведение. «И если вы мне устроите, что до вечера я вас тут буду ждать, если я не открыжу, я поеду по городу Улан-Удэ вас искать. И за шкирку сюда буду приводить», — заявила преподавательница.

Попытки руководства некоторых учебных заведений административными методами «мобилизовать» учащихся на выборы могут привести к недовольству и протесту, заявил экс-лидер профсоюза «Студенческая защита» Дмитрий Костенко. Он подчеркнул, что российские студенты, в своем большинстве, всегда были аполитичны и неактивны. Их трудно сагитировать как на участие в оппозиционных акциях, так и в провластных. Однако именно административное давление способно вызвать возмущение и ответную реакцию.

«В 1990-е годы государство было слабее, не было выстроено „вертикали“, и тогда для привлечения студентов к каким-то мероприятиям, скорее, были возможны коммерческие „замутки“, договоры со студенческими организациями, нежели административное давление. В 2000-е, и даже в „десятые“ годы, тоже для таких дел использовались учителя, работники ЖКХ и другая масса бюджетников, то есть более управляемая масса, чем студенты. Нынешние случаи давления на студентов — это „ноу-хау“, и студенты могут поступить наоборот — устроить протестное голосование или протестную явку. Поэтому нажим на студентов — это не очень умный ход со стороны администраций», — сказал Дмитрий Костенко.

Чиновники, призывающие и даже вынуждающие россиян идти на выборы, могут получить неожиданный результат, считает и директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. Политизация вопроса участия в выборах будет лишь способствовать росту оппозиционных настроений.

Борис Кагаралицкий уточнил, что нежелание большой части избирателей идти на выборы может быть продиктовано как протестными настроениями, так и разочарованием, апатией.

«Но именно попытка властей во что бы то ни стало апатичных и достаточно спокойных, равнодушных граждан затолкать любой ценой на выборы превращает эту апатию в раздражение и, может, даже в агрессию. Поэтому один из парадоксов состоит в том, что власть в своем стремлении любой ценой поднять явку превратит стихийную апатичную неявку в более или менее сознательный бойкот», — сказал политолог.

Пресловутый «административный ресурс» сегодня вовсю работает, чтобы обеспечить явку и превратить выборы в «референдум о доверии». Желание остаться дома 18 марта уже становится политической позицией. И даже вынужденный прийти на участок затюканный российский избиратель в последний момент, в кабинке для голосования, может дать ответ административному нажиму и поставить «кресты» не там, где от него ждут.

Дмитрий Ремизов

Подпишитесь