Posted 31 декабря 2017, 07:00
Published 31 декабря 2017, 07:00
Modified 30 марта, 21:07
Updated 30 марта, 21:07
Минувший год по количеству техногенных катастроф был для России типичным — снова аварии и авиакатастрофы из-за ошибок людей и пренебрежения правилами безопасности, теракты, взрывы газа… Но случились еще более тревожные события, ставшие, пожалуй, для страны чем-то новым: выброс радиации на Урале и массовый поджог жилых домов в центре Ростова-на-Дону, который был на руку властям и застройщикам. Истинные причины обоих происшествий, похоже, навсегда останутся тайной.
В 2011—2013 годах Россия занимала черную «пальму первенства» в мире по количеству погибших в авиакатастрофах, в 2014 году в этой черной статистике был перерыв, в 2015—2016 годах страна вернула себе «мировое лидерство» по авиасмертям, а в 2017-м — опять «пронесло».
Пять человек погибли 12 февраля при крушении вертолета в республике Алтай. Машина упала в воду Телецкого озера, и все, кто находился на борту, погибли. Среди погибших был бывший вице-премьер республики Анатолий Банных. Согласно расследованию, участники полета совершили целый ряд нарушений, в числе которых — пренебрежение опасностями плохой погоды, запретом на пролет над заповедными территориями без согласования и так далее.
Шесть человек погибли 15 ноября при катастрофе пассажирского самолета Let L-410 Turbolet при посадке на аэродром у села Нелькан в Хабаровском крае. При заходе на посадку самолет стал заваливаться на бок. По предположениям специалистов, пилоты могли неверно рассчитать расстояние до земли в сложных метеоусловиях. Из пассажиров выжила четырехлетняя девочка.
19 декабря в аэропорту Нарьян-Мара упал при взлете пассажирский Ан-2. На борту находилось 13 человек, двое погибли на месте, еще двое — в больнице.
Меньшее внимание, чем авиакатастрофы, привлекают сообщения о дорожно-транспортных происшествиях, хотя, в целом, людей там гибнет несравнимо больше. Россия остается самой «аварийной» страной в Европе, хотя количество погибших и раненых в ДТП снижается. Согласно статистике ГИБДД, за 11 месяцев 2017 года на дорогах погибли 17 тысяч 185 человек, еще 194 тысячи получили различные травмы. Это на несколько процентов меньше, чем в прошлом году. Но есть тревожный признак — увеличение количества ДТП с участием общественного транспорта. С начала года с участием автобусов произошло 5 тыс. серьезных ДТП, в которых погибли 290 и были ранены 7 тыс. 700 человек. Увеличилось и число пьяных водителей, спровоцировавших аварии.
На железных дорогах заметно выросло количество происшествий с участием автотранспорта. Железнодорожники винят автомобилистов: по их данным, это автомашины въезжают на переезды с нарушением правил и провоцируют столкновения с локомотивами. РЖД еще не подвели итоги по всей стране, но данные из регионов говорят сами за себя.
Так, в январе—ноябре 2017 года на Московской железной дороге произошел двукратный рост подобных происшествий: с 15 в прошлом году до 30 в нынешнем. При этом погибли 24 человека, в то время как в прошлом году — три человека.
На железнодорожных переездах в Ленинградской области за 11 месяцев произошло девять ДТП, в то время как год назад — только четыре аварии.
На дальневосточном межрегиональном координационном совете транспортников в качестве причины роста числа происшествий были названы увеличение объемов железнодорожных грузоперевозок, повлекшее повышение интенсивности и скорости движения поездов, сокращение интервала между поездами. В то же время число автомобилей в собственности населения возрастает, и некоторые лихачи не хотят стоять в очередях на переездах, а пытаются объехать их в неположенном месте.
Страшная авария произошла 6 октября в Петушинском районе Владимирской области. Автобус с казахстанскими номерами, перевозивший гастарбайтеров из Средней Азии, заглох ночью на железнодорожных путях. Водитель не эвакуировал пассажиров, а лишь попросил нескольких подтолкнуть автобус. Погибли 19 пассажиров автобуса — многие из них в этот момент спали.
Свыше 50 пострадавших было 8 апреля в результате столкновения поезда «Москва-Брест» и электрички «Москва-Усово» на западе столицы. К гибели четырех человек привело столкновение двух железнодорожных составов 26 марта на Учалинском горно-обогатительном комбинате в Башкирии.
Самое крупное происшествие в метрополитене в 2017 году было вызвано террористическим актом. 3 апреля смертник взорвался в метро Петербурга между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт». 15 человек погибли, около сотни пострадали. Еще одно взрывное устройство было найдено на станции «Площадь Восстания». Его обезвредили саперы.
Еще один резонансный теракт произошел в Петербурге 27 декабря. Взрывное устройство было заложено в камере хранения магазина на Кондратьевском проспекте. По последним данным, пострадали 14 человек.
Восемь человек были ранены 19 августа при нападении террориста в Сургуте. Фанатик сначала попытался поджечь торговый центр, а потом нападал на людей с топором и ножом. Преступник был застрелен полицейским.
С терактами по числу пострадавших могут сравниться взрывы бытового газа в жилых домах. Наибольшее количество жертв было при взрыве в доме на Удмуртской улице в Ижевске 9 ноября. Произошло обрушение угловой секции дома, погибли семь человек. По версии следствия, виновным был житель этого же дома, который умышленно пустил газ. Его проверяют на вменяемость. При этом теперь власти заставляют жителей вернуться в остальные подъезды полуразрушенного дома, уверяя, что жить там безопасно.
Четыре человека стали жертвами взрыва газа 16 мая в доме на Университетской улице в Волгограде. Еще 11 человек пострадали. Причиной стали несанкционированные работы по подключению торгового павильона к водоснабжению. Работники случайно повредили газовую трубу, а в ходе восстановительных работ произошел взрыв. Пострадавший четырехэтажный дом пришлось снести.
В Ростове-на-Дону 120 зданий сгорели 21 августа во время грандиозного пожара. Один человек погиб. Полиция расследует уголовное дело о поджоге. Пожар произошел в микрорайоне, который власти называют «Театральный спуск», хотя в народе помнят еще старое прозвание — «Говнярка», которое это место получило из-за ассенизаторской станции. Хотя район находится в самом центре города, он представлял собою настоящие трущобы. Ценная земля в центре города уже давно привлекала скупщиков и застройщиков, которые предлагали местным жителям продать свои дома за бесценок. По самой распространенной версии, пожар возник, когда неустановленные злоумышленники подожгли одно из строений, а затем ветер при сухой погоде разнес огонь и по остальным ветхим зданиям микрорайона. По другой, неофициальной, версии, злоумышленники действовали наверняка, с целью выжечь весь район. Местные жители рассказывали, что в районе накануне пожара было отключено водоснабжение. Примечательно, что власти запретили людям восстанавливать свои дома, заявив о намерении реконструировать всю эту территорию.
В регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов ежегодным бедствием оставались лесные пожары. С начала года по 14 сентября, формальную дату окончания пожароопасного сезона, в России возникло 10 тыс. 499 лесных пожаров, общая площадь, пройденная огнем, составила 4 млн 628 тыс. 355 га. В 7 регионах России 9 раз вводился режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, в 16 регионах 55 раз вводился режим ЧС в лесах муниципального характера, в 50 регионах 83 раза вводился особый противопожарный режим регионального характера.
Однако все эти случаи меркнут в сравнении с ЧП на Урале. В октябре западноевропейские мониторинговые станции зафиксировали превышение содержания радиоактивных веществ в воздухе. Специалисты сделали вывод, что радиоактивное облако могло прийти с Урала. Росгидромет сообщил, что в сентябре—октябре в Челябинской области, действительно, было зафиксировано экстремально высокое загрязнение окружающей среды радиоактивным изотопом рутения рутений-106. Комментарии экспертов были диаметрально противоположными: от «ничего не случилось» до оценок «это второй Чернобыль». Основным «подозреваемым» стал комбинат «Маяк» Росатома в Челябинской области, однако его представители неизменно отрицают наличие какой-либо нештатной ситуации. Еще одна официальная версия гласит о вероятности выброса рутения в атмосферу в связи с аварийной ситуацией с космическим спутником. Похоже, мы так и не узнаем правды.
Системным устранением факторов, из-за которых ежегодно случаются катастрофы, никто не занимается. Наоборот, чиновники каждый раз пытаются замолчать проблемы и сложить с себя ответственность. Это значит, что тенденции останутся прежними, и страна еще долго будет в лидерах по негативным новостям.
Дмитрий Ремизов