Posted 12 апреля 2017, 11:41
Published 12 апреля 2017, 11:41
Modified 30 марта, 23:37
Updated 30 марта, 23:37
Жизнь чиновников-коррупционеров в России становится все сложнее. Государство ужесточает контроль, постепенно ликвидируя оставшиеся «лазейки», посредством которых нечистые на руку госслужащие уходят пока что от ответственности. Одна из самых примечательных недавних инициатив, направленных на борьбу с коррупционными практиками: предложение Генеральной прокуратуры России контролировать расходы чиновников не только в период их работы на официальных постах, но и после увольнения.
Закон «О противодействии коррупции» действует в нашей стране еще с 2008 года: он предусматривает, что чиновники не могут вести предпринимательскую деятельность и обязаны предоставлять государству информацию о доходах и имуществе - своих и членов своей семьи. Он уже показал свою эффективность: за последние годы были арестованы многие высокопоставленные лица, заподозренные в казнокрадстве или взяточничестве, включая мэров (например, глава Владивостока Игорь Пушкарев) и губернаторов (Александр Хорошавин, руководивший Сахалинской областью, Никита Белых, возглавлявший Кировскую область, и совсем недавно глава Удмуртской Республики Александр Соловьев). Однако во всех этих случаях речь шла о государственных мужах, пойманных с поличным в пору их пребывания на госслужбе. То есть каждого из названных руководителей необходимо было изобличить своевременно, пока они, образно говоря, не «спрятались в домик»: то есть не подали в отставку.
Между тем, происхождение капиталов многих из бывших официальных лиц заслуженно вызывает вопросы общественности. Очень показательна в этом плане история с роскошной виллой, приобретенной семьей экс-губернатора Тульской области Владимира Груздева на Сардинии. Груздев покинул пост главы региона в феврале 2016 года, и уже в ноябре его супруга Ольга, как сообщает авторитетная итальянская газета La Stampa, приобрела в Италии элитную недвижимость стоимостью 25 млн евро.
Отметим, что до этого Груздев пять лет руководил регионом и сверхзаработков не декларировал. Инициатива Генпрокуратуры, если ее примет законодатель, как раз и позволит мониторить и проверять такого рода инциденты в течение трех лет с момента увольнения чиновников. При этом такие проверки предлагается осуществлять в отношении не только экс-госслужащих, но и их супругов: изучаться будет совокупный доход семьи, включая недвижимость, личный транспорт и ценные бумаги. Основанием для ревизии могут послужить не только инициативы правоохранительных органов, но и, например, сообщения в СМИ.
Взрыв общественного негодования, последовавший в России после обнародования информации об особняке Груздевых на Сардинии, мог бы стать причиной именно такой проверки. Тем более что оптимальная кандидатура для того, чтобы протестировать на практике новый закон, как только он вступит в силу, уже имеется. «Экс-губернатор Тульской области Владимир Груздев – персонаж уникальный даже по меркам видавшей виды современной российской околополитической «тусовки», ресурсов которой не хватает для того, чтобы влиять на реальную повестку принимаемых в стране решений, но вполне достаточно для личного обогащения. Обычно представители этой среды пытаются закамуфлировать истинный смысл своего «похода во власть» посредством хоть каких-либо достижений в сфере социально-экономического развития вверенных их попечению муниципалитетов и регионов. Груздев, однако, не был способен даже на это», - считает политолог Алексей Витковский. Очень показательна в этом плане история с Корпорацией развития Тульской области: как выяснилось буквально на днях благодаря одному из местных блогеров, эта организация, заявленная цель которой состояла в реализации проектов по принципу государственно-частного партнерства, и получившая при Владимире Груздеве в качестве взноса в уставный капитал почти 600 млн руб., не смогла привлечь в итоге ни одного частного инвестора. Деньги буквально растворились в воздухе, причем такое крупное нецелевое расходование средств произошло на фоне резкого увеличения долга Тульской области, который при Груздеве вырос с 7 до 16 млрд руб., то есть более чем в два раза.
Неудивительно, что как только по региону настойчиво поползли слухи, что Груздев вскоре может повторить судьбу губернатора Коми Вячеслава Гейзера и главы Сахалинской области Александра Хорошавина, арестованных после вскрытых следствием коррупционных схем, губернатор Тульской области поспешил ретироваться со своего высокого поста. Поговаривают, что чиновник всерьез опасался, что может повторить незавидную судьбу своих коллег по губернаторскому цеху, и поэтому, чтобы объяснить внезапность своего решения (до истечения срока губернаторских полномочий ему оставался еще год), сослался на семейные обстоятельства. В сложившейся ситуации такая тактика оказалась успешной: по мнению экспертов, он не только смог избежать возможных претензий правоохранительных органов, но и сохранить лицо в глазах общественного мнения. Согласовывая его уход с поста главы региона, президент России пообещал подумать над тем, чтобы найти Груздеву работу в Москве в соответствии с его «пожеланиями и уровнем квалификации».
По имеющимся данным, Груздев, который, как считают многие, отличается большим самомнением, решил, что после таких слов он будет назначен как минимум на должность главы госкорпорации, федерального министра, а то и премьер-министра. В итоге Владимир Груздев настолько в это уверовал, что летом 2016 года стал рассказывать знакомым, что его уже почти назначили главой одной из крупнейших госкорпораций – «Россетей», и что он отказался от поста заместителя министра транспорта как от должности, не соответствующей его уровню. При этом он заявлял, что доверенное лицо президента Алексей Дюмин поможет ему в этом. Достоверность этому мифотворчеству придавало то обстоятельство, что Дюмин действительно широко известен как человек незаурядных деловых и личностных качеств, пользующийся доверием главы государства. Однако назначения так и не последовало.
Реальность, однако, преподнесла Владимиру Груздеву сюрприз совершенно иного плана. Новость о приобретении семьей экс-губернатора виллы на Сардинии за баснословные деньги окончательно сделала его мечты о назначении на высокий государственный пост иллюзорными. Даже самый оптимистично настроенный честолюбец не сможет претендовать на то, что избиратели позитивно отнесутся к тому, что он планирует руководить страной прямиком с пляжа на Сардинии, совмещая, так сказать, приятное с полезным. Более того, в то же самое время инициатива Генпрокуратуры по совершенствованию закона о госслужащих не только ставит крест на политических амбициях экс-губернатора, но и заставляет задуматься над тем, не придется ли Груздеву в недалеком будущем использовать свою роскошную виллу в целях получения убежища в Италии. С момента, как Груздев перестал быть губернатором Тульской области, прошло чуть более года, а выдвигаемая Генпрокуратурой инициатива предусматривает трехлетний срок для проверки доходов и расходов бывших чиновников. Времени у правоохранительных органов для того, чтобы обратить пристальное внимание на странную хронологию событий, из которой следует, что уже через несколько месяцев после ухода в отставку губернатора его семья смогла приобрести себе элитную недвижимость за рубежом, - вполне достаточно.
Источник – ИА «Национальные интересы»