Posted 13 мая 2016, 16:25

Published 13 мая 2016, 16:25

Modified 31 марта 2024, 03:21

Updated 31 марта 2024, 03:21

Медвежья услуга «прямой линии»

13 мая 2016, 16:25
Как показал опыт проверок на Шикотане, обращения к Путину могут не только не улучшить, а даже ухудшить положение народа.

Арбитражный суд Сахалинской области ввел процедуру наблюдения за финансовым состоянием курильского рыбокомбината «Островной», который оказался в центре внимания надзорных органов после обращения работников к президенту Владимиру Путину во время «прямой линии с президентом». По данным арбитражного суда, ЗАО «Рыбокомбинат Островной» имеет просроченную свыше трех месяцев задолженность по налоговым платежам в размере 62 млн рублей, что является основанием для возбуждения дела о банкротстве.

Массовые проверки начались на «Островном» после того, как его бывшие работницы пожаловались президенту на задержку зарплаты и нечеловеческие условия труда. В результате на руководителей рыбокомбината завели уголовные дела о невыплате зарплаты, неправомерных действиях при банкротстве, злоупотреблении полномочиями и хищении средств. Бывший гендиректор Наталья Кашкарова была арестована, объявленный в международный розыск учредитель предприятия Юрий Белкин — заочно арестован, а гендиректор Алексей Попов после ареста выпущен под миллионный залог.

Затем уже действующие сотрудники предприятия обратились к губернатору и президенту Путину с просьбами прекратить уничтожение комбината. «После обращения к президенту РФ Путину В.В. бывших работников с жалобой о невыплате зарплаты наше предприятие „кошмарят“, не дают нам работать. В отношении нашего предприятия в настоящее время проводится множество проверок по всем направлениям деятельности, которые фактически парализовали работу градообразующего предприятия: изъяли все документы по хозяйственной деятельности, запретили пользоваться всеми пирсами и причалами, взяли под арест руководителей. Даже деньги со счета некому снять, чтобы выдать нам зарплату», — рассказали работники.

Тем временем прокуратура Сахалинской области предложила губернатору региона принять меры для нового трудоустройства работников «Островного» в связи с банкротством предприятия. «Учитывая, что ЗАО „Рыбокомбинат Островной“ находится в стадии банкротства, прокурор области внес губернатору Сахалинской области информацию о необходимости принятия в рамках компетенции мер для трудоустройства в случае высвобождения работников предприятия», — сообщил ТАСС официальный представитель Генпрокуратуры РФ Александр Куренной.

Между тем, на Шикотане новой работы людям не найти. Бывший руководитель Росрыболовства Андрей Крайний считает, что нельзя допустить банкротства и закрытия рыбокомбината. Как рассказал эксперт корреспонденту «Росбалта», закрытие предприятия приведет к безработице среди жителей Шикотана, а страна лишится заметной части рыбной продукции.

«Основной вид продукции, который выпускается на „Островном“ — это консервированная сайра. Это одни из самых популярных консервов в России, после кильки в томатном соусе. Они даже закладываются в госрезерв на хранение на случай всяких ЧС. Сайра ловится только на Дальнем Востоке, производят ее всего несколько комбинатов. Но сейчас на Шикотане была очень неудачная путина сайры. Кроме того, комбинат „Островной“ перегружен кредитами: собственники проводили модернизацию, ставили новые линии и вели переговоры о реструктуризации задолженности. Но боюсь, что теперь им будет сложно решить этот вопрос», — сообщил Андрей Крайний.

Госорганы, принявшиеся проверять комбинат после «прямой линии с президентом», могут «с водой выплеснуть и ребенка». «Сначала инспекция по труду пропускает вопрос о задолженности, и людям несколько месяцев не платят зарплату. А потом все кидаются выполнять поручение президента с упорством, достойным лучшего применения. Задолженности выплачены, но возбуждено шесть уголовных дел, комбинат продолжают „душить“, „кошмарить“. Если сейчас контролирующие и проверяющие органы будут продолжать давление на комбинат, как бы не закончилось все тем, что он просто обанкротится и закроется. Я это говорю совершенно не в защиту собственников, а в защиту работников. Там трудится до двух сотен человек. Если комбинат закроется, то люди потеряют работу, а другой работы на Шикотане нет. Тогда придется задуматься о том, чтобы либо создавать новое производство на острове, либо вывозить людей на материк», — пояснил Андрей Крайний, уточнив, что введение временного управления на комбинате было бы рациональным шагом, если поставить задачей сохранение производства и вывод предприятия из кризиса.

Руководитель Информационного агентства по рыболовству, бывший председатель общественного совета при Росрыболовстве Александр Савельев считает неслучайным появление в прямом телеэфире во время «прямой линии с президентом» темы ситуации на рыбокомбинате. «Как заметил Макиавелли, о чем бы мы ни говорили, мы говорим о деньгах. Неужели кто-то думает, что просто так привезли этих людей с острова, поставили их перед телекамерами первого и второго федеральных телеканалов, и они там стали рассказывать президенту про невыплаченную зарплату? А потом начали развиваться события как снежный ком, и сейчас в этот процесс вовлечены, пожалуй, все рыбохозяйственные предприятия Дальнего Востока. Там идут тотальные проверки», — сообщил Александр Савельев.

Банкротство рыбокомбината «Островной» — эпизод борьбы за собственность в рыбной отрасли, полагает эксперт. «Сейчас мы внимательно ожидаем — в чьи руки упадет эта собственность. Но страдают, конечно, жители, ведь на острове не так много рабочих мест, и происходящее, безусловно, вызывает не просто недоумение, а горячее сожаление. Но таковы сегодняшние реалии нашей страны», — констатировал Александр Савельев.

Рыбокомбинат «Островной» стал жертвой конкурентной борьбы, считает и эксперт рыбной отрасли, главный редактор портала «Где рыба» Макс Фишман. Резонансное обращение рабочих к президенту было записано из цеха предприятия, которое принадлежит главному конкуренту «Островного».

«Доносы всегда были методом конкурентной борьбы. Другой вопрос в том, какую цель ставили перед собой доносчики. Если они хотели всего лишь подпортить репутацию конкуренту, то „горячая линия“ оказалась слишком мощным орудием. По факту нарушений проверка выявила недочеты, которые потянули на тяжкие уголовные дела и огромные штрафы. В конечном счете, это привело к полному банкротству предприятия. При этом возникает вопрос: куда все это время смотрели местные контролирующие органы?», — заметил Макс Фишман.

Проблемы нынешнего менеджмента «Островного» явно ведут к тому, что предприятие сменит собственника. «Сейчас завод стоит три копейки, учитывая его текущее положение дел. Наиболее вероятно, что покупателями станут чиновники, ведь известно, что они владеют большей частью рыбного бизнеса в регионе. Но нельзя исключать, что завод могут приобрести иностранцы, те же японцы. Они же постоянно посягают на наши Курильские острова — могут начать с покупки нашего завода. В любом случае, скоро мы увидим „тайного“ покупателя», — полагает Макс Фишман.

Он считает, что создание проблем рыбокомбинату не является каким-то «сигналом» к «большому переделу» во всей рыбохозяйственной отрасли. «Передел в отрасли идет постоянно. Вряд ли данный инцидент станет каким-либо звоночком к старту нового „передела“. Это один из тех многочисленных случаев, когда бизнесмен ловко воспользовался в своих целях недочетами работы конкурента и потопил его. Это происходит по всему миру, не только в России», — заметил эксперт.

«Прямая линия с президентом», которая задумывалась как инструмент общения с народом для наведения социальной справедливости, оказалась палкой о двух концах. Выяснилось, что обращения к президенту могут не только не улучшить, а даже ухудшить положение народа. Потому что чиновная машина остается неизменной, а смена одних недобросовестных работодателей на других, таких же бессовестных дельцов, к справедливости не приведет.

Дмитрий Ремизов

Подпишитесь
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies