Posted 14 февраля, 20:01
Published 14 февраля, 20:01
Modified 18 февраля, 19:24
Updated 18 февраля, 19:24
«Мастер и Маргарита» стал первым российским фильмом в категории 18+, преодолевшим планку в миллиард рублей. На 14 февраля он заработал в России — без просмотров в странах СНГ — почти 1,5 млрд (все цифры по данным ЕАИС). Раньше такого уровня достигали только фильмы, на которые пускают подростков — одну из главных аудиторий кинотеатров во все времена. «Холоп-2» (более 3,75 млрд) и «Бременские музыканты» (почти 2,9 млрд) сделали кассу в значительной степени благодаря подросткам и родителям с детьми. Категория «Холопа-2» — 12+, а «Бременских музыкантов» — 6+. Кроме того, и «Холоп-2», и «Бременские музыканты» стартовали в период зимних каникул — самого благодатного времени для кинотеатров.
Так что государственную субсидию (600 млн), о которой до сих пор пекутся российские антилибералы и антизападники, фильм благополучно превзошел — в отличие от ряда других поддержанных государством проектов. Но на мировой стандарт прибыльности — двукратное превышение первоначальных вложений (которые в сумме составляли 1,2 млрд) — фильм пока не вышел. Есть, конечно, еще показы в странах СНГ, но доходы там намного меньше российских. Неясно, купит ли фильм о гибели коммунистической Москвы и политической цензуре «красный» Китай. Но в любом случае это уже проблема частных инвесторов, которые никакого недовольства не высказывают. Кинотеатры тоже довольны и продолжают «крутить» фильм.
Но кроме экономики есть и общество. А здесь цифры такие: «Мастера и Маргариту» пока посмотрели 3,64 млн российских зрителей. На «Холопа-2» сходили 9,6 млн, на «Бременских музыкантов» — около 8 млн. Рекордсмена «Чебурашку» (6,74 млрд) посетили 22,2 млн зрителей — но кроме него уровень в 10 млн зрителей превысили пока что только «Движение вверх» и «Холоп» 2020 года (эти фильмы также были показаны в новогодние каникулы). Один из наиболее успешных патриотических проектов — «28 панфиловцев» — заработал 367 млн рублей при скромном бюджете в 85 млн, то есть окупился «с запасом». Но при этом его посмотрели лишь около 1,6 млн зрителей при категории 12+.
Все это очень далеко от советских цифр (конечно, подсчеты велись по стране в целом, но львиную долю давала именно РСФСР). «Пиратов ХХ века» посмотрели 86,7 млн зрителей, «Москва слезам не верит» — 84,4 млн, «Бриллиантовую руку» и «Кавказскую пленницу» — по 76,5–76,7 млн. Ставшие сейчас классикой советские «фильмы не для всех», на которые с тоской смотрели «делавшие кассу» директора кинотеатров, привлекали очень неплохую по нынешним временам аудиторию: «По главной улице с оркестром» — 9,8 млн зрителей, «Полеты во сне и наяву» — 6,5 млн зрителей. На гениальную притчу «Парад планет», вообще малопонятную обычному кинозрителю, сходили 2,3 млн.
Советский кинопрокат рухнул из-за появления видеосалонов, а затем и домашних видеомагнитофонов. Сейчас уже нет видеокассет, но возможности для самостоятельного просмотра фильмов еще более расширились (кстати, часть аудитории «Мастера и Маргариты» изначально ориентировалась на просмотр в домашних условиях — тем более что фильм 2D, а не 3D). Сфера развлечений индивидуализировалась. Впрочем, это относится и к другим сферам — так, серьезно уменьшилась знаменитая российская «литературоцентричность», существовавшая еще с досоветских времен.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co