Posted 30 января, 11:00
Published 30 января, 11:00
Modified 1 февраля, 20:59
Updated 1 февраля, 20:59
Тот факт, что президент Путин на очередном сроке серьезно озаботился разработкой новой государственной идеологии (не единственной, но доминирующей), является ответом на аналогичные действия политического руководства в других странах. В частности, новые идеологии пытаются разработать в Китае, Индии, Европе и США. Многополярный мир — это ведь не только раздел на рынки и валюты, но и социальная смазка грядущих процессов, связанных с этими изменениями.
Так, Китай планирует вернуться к идеям Маоизма. В конце декабря к 130-летию со дня рождения Мао Цзэдуна с большой речью выступил Си Цзиньпин. Ранее КПК выпустила в свет пересмотренные версии книг о статьях и биографической хронике Мао Цзэдуна. Уже в текущем году для обеспечения ужесточения внутренней и внешней политики Китая был проведен съезд партии, так что линия на маоизм прослеживается не только в действиях Си Цзиньпина по борьбе с внутрипартийной оппозицией и его курсе по дальнейшему укреплению своей личной власти.
Симптомом того, что аналогичные процессы идут в Индии, видится то, что 22 января Моди принял участие в торжественном обряде освящения индуистского храма бога Рамы. Это свидетельствует о том, что он в целях укрепления своей личной власти и победы своей партии на приближающихся парламентских выборах делает ставку на индуизм как государственную религию, сопряженную с идейной базой кастового индийского общества.
Что касается Запада, то там последние годы активно строится новая «Давосская» идеология по Швабу, суть которой в итоге сводится к уменьшению влияния среднего класса на политические процессы, на котором держались буржуазные права и свободы западной демократии и создание двухслойного общества: небольшое количество бриллиантового (уже даже не золотого) миллиарда, властного-правящего меньшинства — и массы остального населения с «прослойкой» обслуги указанного меньшинства. Инструментами такого построения стали ковидные ограничения, а теперь еще и некая «болезнь Х». Для объяснения нового миропорядка «инженерам» нужна политико-психологическая «смазка», которой станет если и не целостная идеология, то набор идеологем.
В России власть пока выстраивает идеологию, базирующуюся на суверенитете, традиционных ценностях и прочем «пентабазисе», ведущем к величию страны. Но есть и альтернативные ей, более архаичные представления о повороте к социализму (возвращению в СССР), и еще более традиционалистские — монархические, связанные с возрождением идеалов «белого движения». Есть и некие симбиозы двух идей, нечто в духе сталинского «красного монархизма». Прогрессивные идеологии базируются на подходах обретения суверенитета через нормализациюобщественной жизни и экономической экспансии, с опорой на технологическое развитие.
Так или иначе, идеологии сегодня имеют не только внутриполитическое значение («социальная смазка» для власти), но и маркируют государство как суверенный внешнеполитический субъект (если у тебя есть своя идеология, ты не зависишь от чужой). В этом смысле идеологии XXI века должны быть более гибкими, чем были в прошлом, чтобы они могли оперативно подстраиваться под меняющийся мир и общественные запросы. Эта метапродуктивная стратегия свойственна идеям Шваба, которые являются репрезентацией запросов, связанных с промышленной революцией 4.0, но пока не в полной мере отвечают задачам развивающихся стран, которые, делая ставку на традиционализм, могут попасть в ловушку регресса, когда более инерционная часть общества будет довлеть над прогрессивной.
Илья Гращенков, политолог