Posted 29 января, 07:04
Published 29 января, 07:04
Modified 1 февраля, 20:58
Updated 1 февраля, 20:58
Происходящие во многих городах страны коммунальные ЧП и сложности с уборкой снега с улиц и дворов заставят кураторов информационной политики в регионах активнее фокусировать внимание на мэрах.
Для подавляющего большинства губернаторов и их пиарщиков привычной и отработанной является тактика концентрации позитива на руководителях регионов и «делегирование» негатива мэрам. Одним из среднесрочных эффектов такой политики является формирование т. н. монофигуративных региональных пространств, в рамках которых в медийном плане есть губернатор, а все остальные практически незаметны. Показательно и то, что мэры многих городов ощутимо снижают свою медийность в последние 1,5-2 года и предпочитают позиционировать себя как исполнителей воли глав регионов.
Однако в свете значительного (и увеличивающегося) недовольства по поводу уборки снега во многих городах страны, а также увеличения объема аварий в сфере ЖКХ губернаторы объективно заинтересованы в повышении публичности мэров, которые в таком случае будут принимать общественный негатив на себя.
Но, как показывает практика, мэры не торопятся это делать. Мэр, в отличие, например, от регионального министра, по своему функционалу и статусу остается более публичной фигурой, которой вменяется в обязанности активный и постоянный диалог с гражданами. В то же время сейчас во многих мегаполисах страны становится заметно, что мэрии лишены значительного объема полномочий, а принимать негатив на себя и быть ответственными за все беды в городе многие из них не хотят. Как следствие, наблюдается невысокая готовность мэров вести диалог с гражданами и учитывать их мнение при принятии важнейших решений. Тем более что динамика задержаний и антикоррупционных уголовных дел в отношении мэров городов характеризуется возрастающими значениями.
В этих условиях региональным администрациям нужно искать оптимальные сочетания. Очевидно, что желание концентрировать позитив от принимаемых решений и достижений на себе сохранится, но в этом вопросе нужно найти баланс. Позициям большинства губернаторов ничего не угрожает, но в стремлении получить дополнительный пиар нарушается значимый баланс в конфигурации отношений с муниципалитетами. В этом плане необходимое повышение публичности мэров нужно связывать не с линейными установками, а с конструкцией, которая позволяет мэрам не только принимать негатив на себя и думать, как бы «отбиться» от недовольных граждан и отчитаться перед региональным центром. Текущая ситуация показывает, что для мэров необходимо создавать пространство для позитивных инфоповодов и в целом демонстрировать субьектность градоначальников.
Фокус-группы в мегаполисах и крупных городах показывают, что у значительной части горожан уже сформировано мнение о том, что на муниципальном уровне проблемы не решаются. Это, в свою очередь, работает на то, что негатив не будет замыкаться на муниципальном уровне, а продолжит проецироваться на региональный и федеральный уровни. Однако анализ социального недовольства в крупных городах и мегаполисах показывает, что этого в значительной мере можно избежать за счет повышение публичной активности мэров и роста их вовлеченности в локальные проблемы горожан.
Telegram-канал «Незыгарь»