Posted 24 января, 15:01

Published 24 января, 15:01

Modified 1 февраля, 20:57

Updated 1 февраля, 20:57

Александр Ивахник. Германии опять приходится бороться с национализмом

24 января 2024, 15:01

Во вторник Федеральный конституционный суд Германии принял решение о запрете государственного финансирования в течение шести лет партии «Родина» — наследницы неонацистской Национал-демократической партии. Кроме того, она лишается налоговых льгот и возможностей получать пожертвования. Суд обосновал свое решение тем, что эта партия «проявляет презрение к свободному демократическому правопорядку» и стремится заменить демократию авторитарным государством.

Сама по себе партия «Родина» является крайне маргинальной и не имеет поддержки в стране. Но решение Конституционного суда носит прецедентный характер и привлекает внимание в связи с активным обсуждением возможных юридических мер против правопопулистской партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), электоральный рейтинг которой сейчас составляет 22% и уступает только рейтингу консервативного оппозиционного блока ХДС/ХСС.

В последние недели АдГ резко активизировала политическую жизнь в Германии. Искрой стала публикация 10 января в расследовательском издании Correctiv материала о тайной встрече в ноябре в отеле на окраине Потсдама ультраправых экстремистов, неонацистов и нескольких известных деятелей АдГ. На встрече обсуждалась идея так называемой «ремиграции», т. е. депортации из страны миллионов иммигрантов, людей со статусом беженца и даже граждан ФРГ с иностранными корнями, которые «не ассимилировались в обществе». Реализация этих планов связывалась с перспективой прихода АдГ к власти.

Публикация вызвала политическую бурю. АдГ и так в последние годы заметно поправела. Ведомство по охране конституции официально признало три земельные организации партии в восточной Германии правоэкстремистскими, на федеральном уровне партия имеет статус «подозреваемой в экстремизме». Мейнстримные партии с большой тревогой следят за ростом популярности АдГ. На трех земельных выборах в сентябре — в Бранденбурге, Саксонии и особенно Тюрингии — она имеет хорошие шансы на победу. Участие деятелей АдГ в обсуждении очевидно антиконституционных планов породило призывы к запрету партии, которые звучат не только в ходе протестных акций, но и со стороны политиков.

За запрет выступили видные политики правящей СДПГ — сопредседатель партии Заския Эскен и бывший председатель Бундестага Вольфганг Тирзе — и даже премьер-министр Шлезвиг-Гольштейна Даниэль Гюнтер из ХДС. 18 января в Бундестаге по инициативе 25 депутатов от СДПГ, имеющих зарубежные корни, прошли дебаты о возможности запрета АдГ.

В принципе такая мера предусмотрена ст. 21 Конституции ФРГ в отношении партий, которые представляют собой реальную угрозу основам демократического устройства страны. Однако процесс рассмотрения этой меры в Конституционном суде очень сложен и может занять годы. В ходе дебатов уполномоченный федерального правительства Карстен Шнайдер выступил против возбуждения дела о запрете АдГ. А вот процедура лишения госфинансирования партии, чья деятельность не укладывается в конституционные рамки, значительно проще. Так что не исключено, что после вчерашнего решения Конституционного суда в отношении партии «Родина» соответствующее ходатайство в суд будет подано и в отношении АдГ.

Если о судебных перспективах говорить пока рано, то уже можно констатировать, что скандал с тайной встречей под Потсдамом серьезно изменил общественную атмосферу в Германии. В стране начались самые крупные за последние десятилетия уличные протесты против правого экстремизма. 14 января в Берлине, Потсдаме и ряде других городов прошли первые масштабные акции. В Потсдаме в них приняли участие канцлер Олаф Шольц и глава МИД Анналена Бербок. 19–21 января демонстрации и митинги под лозунгом защиты демократии охватили около 100 городов, а число участников составило 1,4 млн человек. Самые массовые акции прошли в Гамбурге, Берлине, Мюнхене, Кельне. Ведущие политики мейнстримных партий, включая президента Штайнмайера, поддержали протестующих. Крупные немецкие компании выступили с заявлениями против ксенофобии и правого экстремизма.

Таким образом, АдГ оказалась в плотной политической осаде, что может сказаться и на динамике ее поддержки.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co

Подпишитесь