Posted 15 января, 09:00
Published 15 января, 09:00
Modified 1 февраля, 20:55
Updated 1 февраля, 20:55
Если «Буря в пустыне» по праву считается триумфом зарождавшегося в то время «однополярного мира», то текущая операция против хуситов скорее напоминает его старческое кряхтение.
И дело не только в том, что в роли операторов систем США и Британии находятся сейчас совсем другие люди (по своим личностным качествам), но и в трансформации тех, кто им противостоит.
Некоторые аспекты такой эволюции Глобального Юга, в роли представителей которого в нашем кейсе выступают хуситы, затронуты в статье The Economist. Дело в том, что действия США и Британии неспособны нанести хуситам какой-либо критический урон, подобный тому, какой был нанесен иракским войскам в 1991 году.
Территория Йемена, контролируемая хуситами, вроде бы находится в состоянии гуманитарной катастрофы, но на их устойчивость это влияет очень мало. А когда люди привыкли жить не то что в бедности, а в крайней нищете, их довольно сложно чем-то испугать. Они уже на нуле, и им буквально нечего терять. Это, кстати, довольно сильно отличается от иракского общества, которое было более вестернизировано и благополучно.
Далее — в Йемене нет крупных скоплений войск, больших военных складов и т. д. Это значит, что важных целей нет, есть россыпь целей неважных, и поразить каждую — сложная и большая задача. Кроме того, ущерб можно восполнить.
Фактически в Йемене мы видим еще один паттерн той самой новой психологии войны, когда сталкиваются общество, привыкшее жить в комфорте и старающееся нанести ущерб противнику «хирургическими ударами», и общество, которому в общем-то терять нечего, которое пользуется малоразмерными и дешевыми средствами ведения войны. Такой же сценарий характерен и для Газы, где группа из нескольких десятков тысяч человек противостоит сотням тысяч хорошо обученных солдат, имеющих подавляющее превосходство.
Пока что рецепт борьбы с подобной психологией войны предложил только Израиль — полная оккупация и контроль, однако он не то чтобы хорошо реализуется.
Таким образом, у нас сталкиваются два типа мышления — тех, кому есть что терять, и тех, кому терять нечего, кроме собственных жизней, которые также ценятся невысоко. Учитывая демографическое давление Глобального Юга, претендентам на мировое господство предстоит выработать способ справиться с подобным типом мышления и противостоять его носителям.
Telegram-канал «Заметки на полях»