Posted 15 января, 07:00
Published 15 января, 07:00
Modified 1 февраля, 20:55
Updated 1 февраля, 20:55
В связи с авиаударами США и Великобритании по военным объектам йеменских хуситов обращает на себя внимание неоднородная реакция стран Евросоюза на это событие.
Конечно, все крупные страны Европы выражали осуждение действий хуситов, которые с конца ноября начали атаковать торговые и военные суда в Красном море, используя поставляемые Ираном ракеты и беспилотники. В результате свободное судоходство на этом важнейшем водном пути, через который идет 12% мировых торговых грузов, оказалось блокировано. Пострадали торговые суда более 50 стран, свыше двух тысяч судов изменили свои обычные маршруты.
Однако после того, как американские и британские ракеты ночью 12 января поразили несколько десятков объектов в Йемене, включая столицу Сану, единообразного одобрения от европейских союзников США по НАТО не последовало. Связано это не в последнюю очередь с разногласиями внутри ЕС относительно оценки военных действий Израиля в секторе Газа, а хуситы представляли свои действия в Красном море как ответ на «американо-израильскую агрессию» против палестинцев. Также некоторые страны ЕС хотят избежать дальнейшего обострения отношений с Ираном, опасаясь эскалации конфликта в ближневосточном регионе.
Показательно, что внешнеполитическая служба ЕС по горячим следам никак не прокомментировала авиаудары по хуситам. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель только спустя сутки сделал заявление от имени ЕС, в котором вообще не упомянул о военной операции США и Британии. Боррель лишь отметил, что в принятой 10 января резолюции Совбеза ООН говорилось о том, что государства имеют право защищать свои суда от нападений в соответствии с международным правом, и призвал хуситов к сдержанности и немедленному прекращению нападений на суда.
Среди 10 стран, подписавших совместное заявление в поддержку действий Вашингтона и Лондона, присутствуют лишь три государства ЕС: Нидерланды, Германия и Дания.
Нидерланды, по словам чиновников США, оказывали военной операции некую логистическую и разведывательную поддержку. Видимо, такая активность Гааги объясняется тем, что голландские торговые порты, включая крупнейший в Европе роттердамский, особенно сильно пострадали от паралича в Красном море. И.о. премьера страны Марк Рютте заявил: «Операция США и Британии основывается на праве на самооборону, преследует цель защиты свободного судоходства и сфокусирована на деэскалации». Главы МИД и минобороны Нидерландов в письме парламенту отметили: «Красное море является важнейшим маршрутом судоходства между Суэцким каналом и Индийским океаном. Поэтому безопасный проход через Красное море представляет прямой интерес для Нидерландов».
Минобороны Германии заявило в пятницу: «Мы без колебаний встанем на защиту человеческих жизней и свободного перемещения товаров» в Красном море. Сейчас в министерстве идут дискуссии, каким может быть вклад Германии в усилия коалиции в случае продолжения активного противостояния с хуситами.
А вот Франция и Италия, которые имеют свои военные корабли в Красном море, сторонятся коллективных действий.
Контр-адмирал Эммануэль Слаарс, командующий силами Парижа в регионе, заявил, что его мандат включает защиту кораблей из Франции или связанных с французскими интересами, но не нанесение ударов по хуситам в Йемене. Источник во французском правительстве сообщил агентству Reuters: помимо прочего, Париж опасается, что присоединение к американской коалиции приведет к утрате рычагов, которые он использует для снижения напряженности между ливанской «Хезболлой» и Израилем. Кроме того, Макрон не хочет глубоко втягиваться в противостояние между США и Ираном.
Италия, по информации Reuters, несмотря на просьбу Вашингтона, отказалась принять участие в атаке на хуситов, поскольку боится развязывания в регионе нового военного конфликта и предпочитает проводить там «успокаивающую» политику.
Наконец, левый премьер Испании Педро Санчес наиболее критично среди европейских лидеров настроен в отношении действий Израиля в Газе и стремится дистанцироваться от силового подхода США к решению проблем судоходства в Красном море.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co