Posted 8 января, 17:00
Published 8 января, 17:00
Modified 1 февраля, 20:54
Updated 1 февраля, 20:54
Не устану повторять, что единая валюта БРИКС — одна из самых безумных идей, которые я когда-либо слышал. Даже безумнее, чем «голая вечеринка» (шутка).
Давайте обратимся к теории оптимальных валютных зон. Для того, чтобы единая валютная зона функционировала более или менее успешно, должны быть выполнены, по крайней мере, следующие условия.
1. Страны должны быть подвержены общим шокам. Циклические подъемы и спады, которые являются синхронными или хотя бы сильно коррелирующими, в разных странах единой зоны необходимы, поскольку ЦБ по определению будет проводить единую ДКП для всех стран. Если мы посмотрим на «старых» членов БРИКС, то увидим, что экономические циклы Китая и других экономик (за исключением Индии) местами совпадают. Но другие экономики подвержены гораздо большим колебаниям инфляции, чем Китай. Кроме того, беглый взгляд на процентные ставки показывает, что ДКП, как правило, также сильно отличается. А в 2022–2023 годах синхронизации вообще практически не было. Например, в 2023 году в Китае наблюдались дефляционные процессы, в то время как в России, наоборот, цены выросли.
2. Высокая мобильность рабочей силы и капитала между странами. Интересно, сколько людей согласятся поехать в Иран или Эфиопию в случае роста безработицы внутри страны. Впрочем, подозреваю, что желающих отправиться в ОАЭ будет предостаточно. О capital control в Китае и Индии, думаю, и так многие знают.
И да, это чисто экономические аргументы. Есть и другие причины. Геополитическое соперничество между Китаем и Индией. Или фактор личных амбиций отдельных участников. Да что далеко ходить — Батька уже более 20 лет под разными предлогами препятствует созданию единой зоны между РФ и Беларусью. А тут разговор о 10 странах, которые совершенно разные по целому ряду параметров. Смешно.
Закрепим: воображаемое пространство БРИКС+ не является оптимальной валютной зоной от слова совсем. Точка.
Telegram-канал «Свинское чаепитие»