Posted 3 января, 11:00
Published 3 января, 11:00
Modified 1 февраля, 20:53
Updated 1 февраля, 20:53
На вопрос пользователя в X (Twitter, заблокирован в РФ) о том, может ли быть наступивший год спокойнее, чем предыдущие «четыре года безумия», Илон Маск ответил: «Мой прогноз — 2024 будет еще более безумным».
Маск — это человек, который «вхож» и который понимает многие вещи, закрытые для тех, кто «не вхож», а потому его ответ вполне очевиден: хаотичность происходящих процессов продолжает нарастать, рациональные решения в такой период не то чтобы невозможны, но их последствия невозможно прогнозировать.
Это как играть в снукер во время землетрясения — все закономерности движения шаров перестают работать даже во время текущего удара. Понять, какое положение на столе будет после удара, тем более невозможно.
Но жизнь — не матч World Snooker Championship, ее нельзя отменить или перенести, а потому придется играть даже в таких условиях.
Мир попал сразу в несколько системных кризисов, которые накладываются один на другой, создавая состояние идеального шторма. Волны этих кризисов сталкиваются друг с другом и создают ту самую непредсказуемую картину, когда никто не может сказать — погасят ли эти волны друг друга в определенной точке, или, наоборот, создадут резонанс.
В таких случаях наблюдения «изнутри» процесса в принципе бесполезны. Возможно лишь наблюдать за ним «снаружи», то есть оценивая не сами процессы, а их производные — скорость, темп, вектор (направление). Это, кстати, достаточно важно, но нужно понимать ограниченность подобных знаний.
Иначе говоря, любые версии про любые заговоры и проекты в таких условиях несостоятельны. Процесс перешел в стихийное состояние, где на микроуровнях возможна рациональная деятельность, но в целом общая картина не поддается никакому осмыслению, так как человек умеет мыслить лишь в рамках закономерностей.
Впрочем, это не означает, что сделать ничего нельзя. Напротив — значительная часть человеческой деятельности происходит в кризисной обстановке. Есть даже целое направление такой деятельности, которое называется «антикризисное управление». Любая война — это пример действий в ситуации непреходящего перманентного кризиса и хаоса.
Противостоять хаосу можно, структурируя свою деятельность и упорядочивая пространство вокруг таких структур. Но и здесь возникает свой собственный хаос, так как разные структуры сталкиваются друг с другом и единственное, чем они заняты при столкновении, — это попытки друг друга разрушить и поглотить. Скорее всего, Маск имеет в виду как раз этот момент и говорит о полной непредсказуемости таких столкновений и такой борьбы.
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик