Posted 3 января 2024, 15:00

Published 3 января 2024, 15:00

Modified 1 февраля 2024, 20:53

Updated 1 февраля 2024, 20:53

Александр Ивахник. Исход этих выборов еще не предрешен

3 января 2024, 15:00

Среди важнейших выборов 2024 года все больше внимания на Западе обращают на те, что состоятся уже 13 января. Это президентские и парламентские выборы на Тайване, которые могут оказать серьезное влияние и на напряженную военно-политическую ситуацию в Тайваньском проливе, и на динамику противостояния двух сверхдержав XXI века — США и Китая. А поскольку форма правления в Китайской Республике президентская, то фокус внимания сосредоточен на гонке за президентское кресло.

С 2016 года у власти на Тайване находилась президент Цай Инвэнь, представляющая Демократическую прогрессивную партию (ДПП). Эта партия традиционно делает акцент на сохранении демократического устройства острова и его независимости от материкового Китая. И хотя Цай стремилась проводить сдержанную политику в отношении КНР, само правление ДПП наталкивалось на все большее раздражение в Пекине, которое резко усилилось после визита в Тайбэй в августе 2022 года спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси.

Каналы коммуникаций между Пекином и Тайбэем оказались практически разорваны, в Тайваньском проливе все чаще стали проводиться военно-морские учения армии Китая, а самолеты китайских ВВС залетают за срединную линию пролива едва ли не ежедневно. В риторике Пекина, называющего Тайвань своей провинцией, все настойчивее звучит тема неизбежного и скорого воссоединения мятежного острова с материком. Неудивительно, что отношения с КНР, проблемы обеспечения национальной безопасности Тайваня стали главными темами идущей сейчас предвыборной кампании.

За пост президента Тайваня борются три кандидата: выдвиженец ДПП, действующий лидер партии и вице-президент Лай Циндэ, кандидат от партии Гоминьдан, мэр Нового Тайбэя Хоу Юи и лидер Народной партии Тайваня Кэ Вэньчжэ. Хоу и Кэ осенью пытались договориться о выдвижении единого кандидата от оппозиции, но соглашение не состоялось. 64-летний Лай Циндэ в ходе кампании смягчил свой главный лозунг от «сопротивляться Китаю и защищать Тайвань» до «защищать Тайвань мирными средствами». Он утверждает, что разделяет подход уходящего президента Цай Инвэнь, состоящий в том, что нет необходимости официально объявлять о независимости острова, поскольку Тайвань «уже является суверенной, независимой страной». В попытке сигнализировать Пекину добрую волю Лай даже отметил, что Си Цзиньпин является тем мировым лидером, с которым он больше всего хотел бы пообедать.

Вместе с тем на фоне растущей угрозы со стороны КНР Лай заявляет о необходимости наращивания оборонного потенциала Тайваня, укрепления партнерских связей с США, Японией и другими демократическими странами и снижения экономической зависимости от Китая. При этом Лай понимает, что Вашингтон не заинтересован в росте напряженности в Тайваньском проливе. Показательно, что кандидатом в вице-президенты он выдвинул Сяо Мэйцинь, которая последние три года работала представителем Тайваня в США и известна своей взвешенной позицией.

66-летний выдвиженец Гоминьдана Хоу Юи обвиняет Лая в том, что его акцент на независимость приближает остров к конфликту с Китаем. Для Гоминьдана диалог с Пекином является главной опорой мира и стабильности в Тайваньском проливе. Хоу заявляет, что такой диалог и сотрудничество с КНР в развитии торговли, контактов между людьми, туризма послужат нормализации отношений. Но это не значит, что Хоу готов отказаться от государственности Тайваня. В своих выступлениях Хоу сочетает акцент на диалог с уверениями международных партнеров в том, что на посту президента он не будет пренебрегать обороноспособностью Тайваня. Он выражал надежду, что США помогут Тайваню со вступлением в региональные торгово-экономические объединения и пойдут на расширение сотрудничества в сфере безопасности.

Судя по опросам, бывший мэр Тайбэя и создатель Народной партии Тайваня Кэ Вэньчжэ заметно отстает от Лая Циндэ и Хоу Юи. Существовавший еще в октябре серьезный отрыв Лая от Хоу сейчас свелся до минимума. Первый имеет поддержку 36-38% избирателей, второй — 32-35%. Для победы на выборах достаточно относительного большинства. Так что исход еще не предрешен.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co

Подпишитесь