Posted 2 января, 07:00

Published 2 января, 07:00

Modified 1 февраля, 20:53

Updated 1 февраля, 20:53

Глеб Кузнецов. Как работает отмена — и почему не надо жалеть извиняющихся

2 января 2024, 07:00

Когда культура отмены в 2022 году оказалась внезапно массово интересной, я как человек, давно увлекающийся темой, прочитал несколько лекций в разных аудиториях. Позволю себе выложить кусочек про механизм и задачи канселинга как такового.

Отмена — явление очень разноплановое и интересное, с большим историческим фундаментом и разветвленным инструментарием. Где-то акцент на «общинные механизмы», где-то отмена работает через госрегуляторику. Но в любом случае отмена всегда апеллирует к религиозной части сознания, глубоко связана с мистикой пробуждения и перерождения, фактически это набор религиозных практик в секуляризированном обществе.

Общий механизм единый повсеместно, так что мне удивительно видеть, как зарубежная часть оппозиции ринулась обличать «травлю». Попробуйте в Нью-Йорке или Берлине проявить недостаток уважения, например, к трансам — и вы увидите, что такое травля. Не рискнете? И правильно сделаете. Зачем вам эти проблемы.

Итак, механизм.

1. Появление определенной протестной группы — условного «источника отмены». Как правило, эта группа до волны отмен не обладала определяющим влиянием в обществе, находилась либо в тени, либо вообще не существовала.

2. Определение нарратива-стандарта (как правило, существующей социальной нормы, на нарушение которой до этого закрывали глаза — «всем было плевать»).

3. Выход нарратива в общее инфополе в логике «можем ли мы спокойно жить в нынешней ситуации, когда происходят такие ужасные вещи». Это — катарсис. Акт перерождения доселе «непричастных» и «незаинтересованных», которые после него отправляются «благовествовать» (тот самый момент, когда ощущение, что тема отмены «интересна всем» и звучит «из каждого утюга»).

4. Определение ядра активистов через определение конкретного объекта «отмены» (отменяющие и отменяемые — всегда две стороны одной медали).

5. Нагнетание напряжения вокруг отменяемых, от которых требуются действия: покинуть должность, принести публичные извинения и т. д. с выходом на «перспективу» — буквально всех, совершавших аналогичные поступки в истории общества. Отмена — это всегда история, имеющая и даже ищущая «обратную силу».

6. Подпитка: полученные результаты подкрепляют уверенность в своей правоте и массовости поддержки среди отменяющих; оказаться в рядах «отменяющих» становится привлекательно и психологически, и «карьерно»; число переродившихся растет в прогрессии.

7. Акты «отмены» происходят все легче и по все менее значительным поводам.

8. Это создает атмосферу самоцензуры, формируя новые рамки допустимого и привлекая на сторону «отменяющих» все больше людей, пока «выступать публично» не становится равно «выступать с позиций отменяющей группы».

Главное, что надо понимать об отмене.

  • Отмена — это не механизм травли сам по себе, это механизм активного продвижения и обретения влияния «новой» социальной группы и продуцируемых ею норм.
  • Отмена ориентирована не на «жертв», а на создание «нового мира». «Идеального мира будущего», в котором места для «плохого» не будет, потому что все станут вести себя «правильно» (т.е. в соответствии с новыми устанавливаемыми правилами).
  • Роль отменяемых — в том, что они становятся опорой для строительства и «прорастания» в широкое общество нового «нарратива-стандарта». Они своими извинениями (которые у наших, кстати, получаются всяко лучше, чем у Канье Веста) двигают повестку вперед, без их деятельного соучастия никакой отмены не получилось бы (как это произошло с Джоан Роулинг и, скажем, кучей преподавателей, отказавшихся от извинений, вроде Миршаймера).
  • Отмена — это всегда совместное творчество. Так что не надо жалеть извиняющихся. Их роль важнее (и потенциальное вознаграждение выше), чем у рядовых отменяющих.

Глеб Кузнецов, политолог

Подпишитесь