Posted 28 декабря 2023, 15:00
Published 28 декабря 2023, 15:00
Modified 1 февраля, 20:52
Updated 1 февраля, 20:52
За разговорами политизированного класса о макроэкономических показателях в России совсем ускользает от анализа состояние неформального сектора. Как он живет в новых санкционных и политических условиях?
Напомню, что экономика в России делится на три страты: бюджетный и государственный сектор, частный, неформальный (часто его еще называют «гаражной экономикой»). В неформальном, по самым скромным оценкам, работают 20-23 млн человек, т. е. около 30% от общего числа занятых в 75 млн человек. Чем беднее регион, тем больше в нем гаражной экономики. Соответственно, минимальный ее уровень наблюдается в богатой Москве и максимальный — в республиках Северного Кавказа (в Дагестане до 50% всех занятых работают в неформальном секторе).
Гаражная экономика слабо охвачена мониторингом экономических институций. Но каждый из нас сталкивался с ее представителями — ремонтными и строительными бригадами, репетиторами и портными, грузоперевозчиками, мелкими фермерами, арендодателями различной недвижимости и т. д. Огромный пласт для изучения этой страты есть в тысячах «народных видео» на YouTube, где «гаражники» открыто рассказывают о своей жизни. И из суммы личного общения с ними и анализа их видеоотчетов можно сделать вывод о расцвете неформальной экономики в последние полтора года.
Уход западных компаний с российского рынка, напряжение на рынке труда, разрыв логистических цепочек, возникновение микродефицитов в разных сегментах экономики создали предпосылки для бурного развития неформальной экономики. За счет гибкости условий работы, быстрого реагирования на запросы рынка «гаражники» мгновенно воспользовались этими перекосами.
Например, тысячи микрофермеров прямо сейчас набрасывают на коленке бизнес-план, как увеличить выход яйца в своих птичниках. От вылупившегося птенца до курицы-несушки проходит 4-5 месяцев, и наверняка мы уже скоро увидим, как на локальных рынках дефицит покрывает фермерское яйцо. Пока чиновники и главы крупных птицефабрик ищут виноватых в стремительном росте цен на яйца и создании их дефицита, упуская драгоценное время в болтологии, микробизнесмены занимаются делом.
Этой осенью рентабельность в производстве яйца была у мелких птицеводов около 60%, а будет в 2 раза больше — при цене десятка в 150 рублей себестоимость составляет 60-70 рублей.
Еще весной 2022 года народные видео демонстрировали, как «гаражники» отреагировали на внезапно вскрывшуюся проблему: Россия не производит достаточного количества метизов (гвоздей, гаек, шурупов и т. д.) И действительно, до 30% такой продукции страна импортирует. Более того, выяснилось, что в России утеряна база производства станков для метизов (технология XIX века). Тут же пытливые микробизнесмены закупили станки в Китае и в прямом смысле начали гнать гвозди и гайки у себя в гаражах.
А какой бум в строительных и отделочных работах вызвал рост жилищного строительства! Новостройкам, ИЖС и большинству вторичных квартир требуется ремонт. Цены на услуги за полтора года взлетели в 2 раза. Сегодня хороший плиточник, мастер натяжных потолков и установщик окон может зарабатывать по 200-300 тыс. рублей в месяц. Я, прошедший несколько ремонтов в последние годы, слышу от знакомых, занятых в этом секторе: «Некогда покурить!»
А уход западных автопроизводителей из России? Большинство владельцев иномарок из «токсичных стран» теперь держатся за свою машину, а не меняют на новую, как раньше. И это означает бум авторемонтных работ, значительная часть которых выполняется неформалами в гаражах.
Многие быстро вырастают до легального среднего бизнеса — знаю одного человека, поднявшегося за год на производстве реплик немецкой и итальянской фурнитуры для мебели (копирует один в один).
Во многом наша жизнь сейчас держится на этих предприимчивых людях.
Павел Пряников, публицист, автор Telegram-канала «Толкователь» — для Telegram-канала «Незыгарь»