Posted 25 декабря 2023, 13:00
Published 25 декабря 2023, 13:00
Modified 1 февраля, 20:51
Updated 1 февраля, 20:51
«Дедолларизация» мировой экономики — это на сегодняшний день больше фетиш и элемент каких-то пропагандистских манипуляций, чем тема для серьезного обсуждения.
Безусловно, устойчивость долларовой системы базируется на доверии к американской валюте и предсказуемым действиям регулятора и властей США. И конфискация долларовых активов России ослабит это доверие. Но у доллара сегодня нет альтернативы, куда можно было бы уйти. Никто в здравом уме не станет переводить свои активы в евро, а уж в юани — это даже и обсуждать нечего.
Получать на каждую внешнеторговую сделку разрешение китайского Центробанка — сам китайский ЦБ захлебнется в огромном потоке таких решений. А нековертируемый статус юаня иного не предполагает. Его нековертируемость — гарантия китайской экономики от бегства капиталов, которая неминуема, как только юань получит статус конвертируемой валюты. Поэтому введение конвертируемости юаня — последнее, что сделают китайские власти, особенно в условиях тяжелейшего собственного кризиса китайской экономики.
Евро — качественная валюта, но она не подкреплена политически. Евросоюз не может дать политические и военные гарантии защиты евро.
Так что вариантов на сегодня все равно нет. И любые уверения, что долларовая система «поплывет» из-за политического решения о возможной конфискации российских активов, — это спекуляции. Не поплывет. Негативное влияние такого решения несомненно, но никаких кардинальных и тем более фатальных последствий для долларовой системы оно не несет. Не сейчас.
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик