Posted 22 декабря 2023, 09:00

Published 22 декабря 2023, 09:00

Modified 1 февраля, 20:50

Updated 1 февраля, 20:50

Евгений Коган. Картина складывается не в пользу укрепления рубля

22 декабря 2023, 09:00

Ну не хочет никак российский рубль идти в сторону 87, 85 и так далее. И ставка уже 16% годовых. И нефтяные котировки снова летят вверх, так что URALS уже снова $67, а не $61.

В преддверии Нового года получаю ворох новых вопросов — так где же ждать рубль в 2024-м? Как я уже говорил, в ближайшие 2-3 месяца рубль, по всей видимости, будет держаться на уровне 87-92 за доллар. Хотя сейчас мы болтаемся у верхней границы, я пока не готов отказаться от этого прогноза.

Но в дальнейшем картина, увы, складывается не в пользу укрепления российской валюты. Даже несмотря на то, что впереди нас, очевидно, ждет замедление роста импорта и продажа валюты Центральным банком.

1. «Токсичных бумажек» на рынке не станет больше.

Власти ожидают, что в 2024 году нефтегазовые доходы федерального бюджета достигнут 11,5 трлн руб. Но для этого среднегодовая цена на нашу нефть должна составлять не менее $71 за баррель. Проблема в том, что, с одной стороны, западные страны будут прилагать еще больше усилий, чтобы загнать цену на российскую нефть под потолок, то есть до $60 за баррель. С другой — перспективы черного золота в целом остаются неопределенными. Волатильность и периодические сильные выносы вверх возможны. А вот фундаментальных причин для долгосрочного роста особо нет. Для нашего Минфина это означает, что доходы бюджета от экспорта энергоносителей вряд ли сильно вырастут, а вместе с ними и приток валюты в страну. Для рубля новости, очевидно, не лучшие.

2. Денежная масса может вырасти.

На 2024 год запланированы расходы бюджета в размере 36,6 трлн рублей и доходы в размере 35 трлн рублей. Если с поступлениями будет не очень, придется занимать больше денег. В результате денежная масса будет расти, а экономика столкнется с дополнительной инфляцией. Еще одним фактором ослабления рубля является то, что Центробанк снизит процентную ставку больше, чем ФРС/ЕЦБ, а значит, сбережения в рублях станут менее привлекательными по сравнению с твердыми валютами.

3. Более жесткие санкции.

Ужесточение санкций ведет к снижению не только поступлений в бюджет, но и предложения валюты на рынке. Но есть и более серьезный риск — санкции против НКЦ. Если США пойдут на такой шаг, то о биржевой торговле долларом и евро придется забыть на неопределенное время. В результате спреды и отклонения от кросс-курса могут быть значительными.

Что в итоге? Судя по развитию событий в экономике и геополитике, рано или поздно пара USD/RUB имеет значительный шанс вернуться к росту. В этом смысле лично я не стал бы хранить все свои сбережения только в рублях. Однако с долларами, как и с евро, следует быть осторожными, учитывая угрозу новых ограничений. Гораздо спокойнее будет с китайскими юанями или, в крайнем случае, дирхамами. Замещающие облигации в долларах также подойдут. Другое дело, что если НКЦ попадет под санкции, как будет производиться расчет курса доллара для определения ценовых уровней — вопрос творческий.

Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan