Posted 7 декабря 2023, 11:00
Published 7 декабря 2023, 11:00
Modified 1 февраля, 20:46
Updated 1 февраля, 20:46
То обстоятельство, что в третьем квартале этого года мы видели большие продажи валют, могло быть связано с несколькими причинами. С одной стороны, кто-то покупал валюту летом и осенью прошлого года, когда курсы были значительно ниже, и для них такая продажа — возможность выйти в рубли и, например, разместить эти средства на краткосрочных вкладах, ставки по которым сейчас достаточно привлекательны. С другой стороны, кто-то в панике в феврале–марте 2022 года, когда курсы были огромными, покупал валюту, а теперь наконец увидел возможность выйти из нее и хотя бы остаться при своих.
То есть в основном граждане заинтересованы в том, чтобы перейти в рублевые инструменты, банковские накопительные счета и краткосрочные вклады со ставками до 13%. Кроме того, они производят фиксацию — может быть, для решения каких-то бытовых вопросов, закрытия личных нужд.
Относительно того, какие валюты у нас стали популярны, можно сказать, что есть тренд на смещение акцентов в сторону юаня. У нас банки уже начинают точечно делать какие-то предложения — и по вкладам, и даже вводить кредитные продукты в юанях. Еще есть облигации в юанях, так что я бы сказал, что спустя полгода-год у нас будет гораздо больше альтернатив в этой валюте. Люди к ней уже начинают привыкать, товарооборот увеличивается. Поэтому пока геополитическая ситуация не изменится, азиатские валюты (юань в том числе), видимо, будут пользоваться спросом.
С другой стороны, у юаня тоже есть риски — это не привычные нам крепкие валюты. Если пойдет конфликт с Тайванем, юань может с большой вероятностью значительно потерять в стоимости. Так что с ним стоит быть осторожным и валюты диверсифицировать. Кстати, возможно, именно с желанием сделать это отчасти и связан рост покупки евро. Возможно, люди хотели диверсифицировать свои накопления.
Сам я до событий 2022 года предпочитал хранить средства в пяти валютах и моя валютная корзина была достаточно хорошо сбалансирована. Сейчас времена другие, и большие суммы в валютах уже сложнее держать, особенно в валютах недружественных стран, потому что банки и брокерские компании вводят комиссию за их хранение. Список валют лично у меня уже сильно порезан.
Нужно еще понимать, что с юанем могут быть риски не только в связи с возможным конфликтом с Тайванем. Китайская экономика имеет свои подводные камни, которые наша пресса только начинает исследовать. Пока проблемы в этой экономике наблюдаются только в секторе строительства. Но это вполне может быть первой ласточкой для более масштабных проблем, а если экономика Китая начнет затормаживаться, она потянет за собой очень многое. Так что очень полагаться на юань рискованно, вполне разумно делать диверсификацию.
Сергей Стыценков, эксперт по персональным финансам и инвестиционным продуктам — для Telegram-канала «Давыдов. Мнения»