Posted 30 ноября 2023, 11:00
Published 30 ноября 2023, 11:00
Modified 1 февраля, 20:45
Updated 1 февраля, 20:45
Пекин вчера, пожалуй, впервые дал оценку приближающимся выборам президента Тайваня, назвав их фаворита — кандидата от правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП) — провокатором, который в союзе с иностранными силами идет по «пути зла». Столь исчерпывающее заявление сделал официальный представитель канцелярии по делам Тайваня при Госсовете (правительстве) КНР. Он прокомментировал таким образом завершившуюся 24 ноября регистрацию кандидатов на выборах президента острова, которые предстоят 13 января.
Представитель канцелярии прямым текстом просигналил, что Пекин не намерен иметь дело с председателем ДПП, нынешним вице-президентом Тайваня Лай Циндэ в случае его победы. «Он упрямо цепляется за „независимость Тайваня“, занимается провокациями в сговоре с внешними силами, — сказал чиновник. — Это путь зла, который ведет лишь к напряженности и потрясениям по обеим берегам Тайваньского пролива. Этот путь непременно заведет в тупик».
При этом чиновник вновь произнес формулу, которую в последнее время часто повторяют в Пекине. «Независимость Тайваня означает войну», — сказал он.
И тут надо опять напомнить, что официальное название Тайваня — «Китайская республика». Так после 1912 года назывался весь гигантский Китай. В 1949 году Мао Цзэдун, глава победивших в гражданской войне коммунистов, провозгласил КНР. Бежавшие на Тайвань остатки проигравшей Китайской республики объявили новые власти в Пекине узурпаторами и до сих пор вяло говорят о том, что именно они остаются законной властью на всей огромной территории Китая.
Такой странной ситуации предлагала положить конец Демократическая прогрессивная партия — в период своего создания и во время пребывания в оппозиции она открыто призывала забыть об архаичных претензиях и просто провозгласить «Республику Тайвань», не имеющую к КНР никакого отношения.
Так что вчерашние обвинения со стороны Пекина имеют некоторые основания. Хотя после прихода к власти ДПП о независимости предпочитает открыто не говорить. Во-первых, это нравится не всем жителям острова, и, во-вторых, смотри выше: Пекин открыто угрожает в таком случае войной, что Тайвань, ясное дело, не устраивает. Напомним, что фундаментальной целью КНР провозглашается присоединение Тайваня по формуле «одна страна — две системы». Которую правящая на острове партия отвергает.
Но вернемся к представителю канцелярии: поругав идущего по «пути зла» кандидата от ДПП, он весьма любезно отозвался о двух его соперниках из оппозиции. При этом чиновник особо выделил партию Гоминьдан, которая выступает за диалог с Пекином и полностью поддерживает принцип «единого Китая».
«Вместе с Гоминьданом и другими партиями и организациями Тайваня, с представителями всех слоев его общества мы приложим усилия к возвращению на правильный путь мира и развития по обе стороны пролива», — сказал представитель канцелярии. Иными словами, суть позиции и пропаганды Пекина перед выборами выражена четко: правящая партия Тайваня — это война, а ее соперники — «мир и развитие».
Василий Головнин, журналист